• Приглашаем посетить наш сайт
    Гаршин (garshin.lit-info.ru)
  • Бахариана, или Неизвестный (не окончено)


    БАХАРИАНА, ИЛИ НЕИЗВЕСТНЫЙ
    Волшебная повесть, почерпнутая из русских сказок

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Илионску брань воспев, Гомер
    Пел войну мышей с лягушками;
    Тамо важен — тут забавен был,
    Резвыми играл идеями.
    После «Генриады» славимой
    «Орлеанку» сочинил Волтер,
    Повесть шуточную, вредную,
    Вредную, но остроумную.
    Духа не имев Гомерова,
    Ни шутливости Волтеровой,
    После многих сочинениев
    Издаю в свободные часы
    Приключенья Неизвестного,
    Повесть новую, волшебную.

    Мне собрания наскучили,
    Надоели игры карточны,

    Разговоры неприманчивы,
    Рассуждения газетные;
    Вести сделались несносны мне,
    Вести, вести злоречивые,
    Убивающие честь других,
    Никого не исправляючи;
    Ужины мне стали тягостны,
    Длинные, но пустословные;
    Скрылся я в уединение!..
    О! душа уединения,
    Сладостное книги чтение,

    Заменяешь ты мне целый мир,
    Кроме искреннего дружества;
    С другом я сижу, как сам с собой;
    В друге я, как будто в зеркале,
    Вижу сам себя без всех прикрас;
    Только не наружные черты,
    Вижу чувства сокровенные,
    Те же мысли, те же правила,

    Ах! но мало, мало добрых книг,
    А друзей гораздо менее!
    Захочу ли философствовать,
    Со Платоном древним мудрствую,
    С Анахарзисом я странствую,
    С умным Локком собеседую,
    Или с русскими поэтами,
    Истинными муз любимцами.

    Но всегда ль сидеть над книгами?
    Не забавна жизнь сидячая,
    Ради здравия вредна она —
    Так ученый написал Тиссот.
    Что же делать мне наедине?
    Не заемлюся охотою,
    Робких не люблю зверков травить
    И лютее в поле зверя быть,
    Не люблю невинных птиц стрелять,
    Чтобы ими голод утолять,
    Их не для стрелянья создал бог,

    Для любви и — ради пения!

    Праздность, я слыхал, пороков мать;
    Удаляюся от праздности;
    Много случаев без ней для нас,
    Где наш разум развлекается,
    Сердце в сети попадается,
    В сети искушениев мирских;
    Мысленных соблазнов избежать,
    Лучше стану что-нибудь писать!
    Но писать хочу не рифмами,
    Мне и рифмы надокучили!

    Что же, что же я начну писать?
    Слишком много в мире издано
    И духовных книг, и нравственных,
    А сердца не исправляются,
    Люди так же развращаются;
    Хоть в священной книге сказано:
    Гордым людям бог противится, —
    Только гордость в мире царствует;

    Но законов тех не слушают,
    Изреченных словом истины.
    Громом славы оглушенные
    Ближних убивают на войне.
    Если правды глас не действует,
    Что мне голову свою ломать,
    Чтобы головы других целить;
    Гарпагона не исправить мне,
    Ни льстеца не сделать искренним;
    Жен бесстыдных не привесть мне в стыд,
    Глупым людям не привить ума;
    Не унять языка вредного,
    Не заставить меньше лгать лжеца,
    Клеветы не обуздать пером,
    Как теченья рек не удержать.
    Правда всякому ли нравится?
    Вымыслам и верить не хотят;
    За сатиры люди сердятся,

    И с досадой скажет мне иной:
    «О врачу, врачу! целися сам!»
    Строгость нам скучна Катонова,
    Тяжки правила Сенекины.
    И на что, на что о том писать,
    Что никак не исполнительно?
    Ныне времена не прежние,
    Времена ученой Греции,
    Было только семь где мудрецов, —
    Ныне в наших современниках
    Ни семи не сыщешь дураков,
    Дураками признающихся;
    В свете люди стали все умны,
    Увещания ненадобны;

    Книги разве только нравятся,
    Книги ради утешения;
    Льзя ль при старости утешну быть!..
    Так с собою размышляя сам,
    Покидаю я мое перо,

    Вдруг явилась мне волшебница,
    Покровенна с головы до ног:
    Весь ее покров исписан был
    Разными, как атлас, красками;
    Замки есть на нем воздушные,
    Видимы кони крылатые,
    Люди, в камень обращенные,
    Во деревья заключенные;
    Видны старые волшебницы,
    Превращенные сороками;
    Тамо латы очарованны,
    К телу ран не допускающи;
    Видны кольцы-невидимки там;
    Там колдовки престарелые
    Представляются в пятнадцать лет
    И находят воздыхателей.

    Там Платонова республика
    Тонкой краскою написана,

    Там свобода безрассудная
    Обещает людям равенство,
    Но себе престолы делает,
    Только льзя прочесть в глазах у ней,
    Что она готовит узы тем,
    Кто свободой ослепляется;
    Тамо виден славный дружбы храм,
    В нем Орест с Пиладом кроются;
    Там сидят Тезей и Пиротой,
    Только свет для них несносен был,
    И за тенью прятались они.

    Но исчислить всех нельзя фигур,
    Чем волшебница украшена;

    На челе у ней подписано:
    «Нарицаюся Фантазией!»
    То растет она, то малится,
    Всеминутно изменяется,
    Будто бы Протей Вергилиев,
    То как в май непостоянный день;

    Мне она приятным голосом
    Говорила, свиток показав:
    «Этот свиток я тебе дарю,
    Лучше заниматься сказками,
    Чем день целый в праздности сидеть
    Или забавляться картами;
    Услаждай, рисуй, выписывай,
    Древним пой стопосложением,
    Коим пели в веки прежние
    Трубадуры царства русского,
    Пели, пели нимфы сельские;
    Им хорей, ни ямб не знаем был,
    Только верная любовь у них
    Попадала как-то в полный лад,
    И размер в стихах был правилен;
    Иль таким стопосложением,
    Коим справедливо нравится
    Недопетый Илья Муромец.

    Что тебе писать советую

    Не стыдись — не беспокойся тем;
    Где нет вымыслов? где басней нет?
    Загляни времен в историю,
    Там нелепые сказания,
    Повести невероятные;
    Загляни ты в книги важные...
    Или — лучше не заглядывай!..

    В мыслях я была Гомеровых;
    Пела я троян с Вергилием;
    Превращения с Овидием;
    Сладкий Тасс со мной беседовал,
    Ариост наперсником мне был.

    Ты со мной давно знакомился,
    В царстве у меня ты странствовал
    Как стихами, так и прозою;
    Под личиной баснословия
    Часто истина скрывается.

    Музы не живут без грациев,
    Но и грации рожденны мной;

    Буду пальцем то указывать,
    Что из свитка выбирать тебе».
    На столе его оставила,
    А сама, как будто легкий пар,
    Вдруг развеялась Фантазия
    И сокрылася от глаз моих!
    Так исчезнет повесть и моя,
    Так и прочие творения,
    Писанные не для вечности,
    Для корысти напечатанны;
    Или дети самолюбия,
    Дети хворые и слабые.
    Всё, что в мире ни встречается,
    Тлеет, вянет, разрушается,
    Слава, пышность, сочинения
    Сокрушатся, позабудутся;
    Мимо идут небо и земля...
    Что же не исчезнет в век веков?
    Добрые дела душевные!
    азанье,
    Должность не моя других учить,
    Поспешаю к самой повести.

    Вижу палец указательный,
    На одной статье протянутый;
    Долго та статья не кончится,
    Неизвестный ей заглавие.
    Что мне велено выписывать,
    Прочитать кто любопытствует,
    Слушай тот повествования!




    Примечания

    Бахариана, или Неизвестный.
    Вступление

    Впервые — отдельным изданием (М., 1803). Характеристику поэмы см. во вступительной статье.

    Пел войну мышей с лягушками. В XVIII в. Гомеру приписывалась пародия на героическую поэму «Война мышей и лягушек» («Батрахомиомахия»), что неверно, так как сама поэма относится к более позднему времени (конец VI — начало V в. до н.э.).

    После «Генриады» славимой «Орлеанку» сочинил Волтер. Героическая поэма французского писателя Вольтера «Генриада» была напечатана в 1723 г., а сатирическая поэма-пародия «Орлеанская девственница» — в 1755 г.

    (427—347 до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист.

    Анахарзис — скиф, в V в. до н.э. посетивший Грецию, герой романа французского писателя Бартелеми «Путешествие Анахарсиса по Греции», в котором воссоздана широкая картина семейной и общественной жизни древних греков.

    Локк Джон (1623—1704) — английский философ-сенсуалист.

    Тиссот (1728—1797) французский врач.

    Священная книга — Библия.

    Гарпагон — герой комедии Мольера (1622—1673) «Скупой» (1668).

    «О врачу, врачу! целися сам!» — евангельское изречение, означающее: «прежде чем осуждать недостатки других людей, исправь свои собственные».

    Катон — см. стр. 390.

    Сенека (ум. 65) — римский философ-стоик, политический деятель и драматург.

    а республика —

    Недопетый Илья Муромец — поэма Н.М. Карамзина (1795), оставленная автором после опубликования первой песни.

    Пела я троян с Вергилием; Превращения с Овидием. Имеются в виду поэма Вергилия «Энеида» и «Метаморфозы» Овидия Назона (I в. до н.э.).

    Тасс — см. стр. 388.

    Ариост — Лодовико Ариосто (1474—1533), итальянский поэт, автор поэмы «Неистовый Роланд», оказавшей значительное влияние на творчество Хераскова.