• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • К сатирической музе

    К САТИРИЧЕСКОЙ МУЗЕ


    Оставь и не лишай меня, о муза! лиры,
    Не принуждай меня писать еще сатиры.
    Не столько быстр мой дух, не столько остр мой слог,
    Чтоб я пороки гнать иль им смеяться мог.
    Привыкнув воспевать хвалы делам преславным,
    Боюсь сатириком стать низким и несправным.
    Слог портится стихов от частых перемен;
    К тому ж я не Депро, не Плавт, не Диоген:
    Противу первого я слабым признаваюсь,
    С вторым не сходен дух, быть третьим опасаюсь.
    И так уж думают, что я, как Тимон, дик,
    Что для веселостей не покидаю книг.
    А сверх всего, хотя б за сатиры я взялся,
    Чему ты хочешь, чтоб в сатире я смеялся?
    Изображением страстей она жива,
    Одушевляется чрез острые слова;
    Взводить мне на людей пороки — их обижу.

    Здесь защищают все достоинства свои:
    Что кривды нет в судах, божатся в том судьи.
    Что будто грабят всех — так, может быть, то ложно.
    Не лицемерствуют они, живут набожно.
    Отцы своих детей умеют воспитать,
    И люди взрослые не знают, что мотать.
    Законники у нас ни в чем не лицемерны;
    Как Еве был Адам, женам мужья так верны.
    Надень ты рубищи, о муза! и суму,
    Проси ты помощи нищетству своему;
    Увидишь, что богач дверь к щедрости отворит
    И наградить тебя полушкой не поспорит.
    Не щедрый ли то дух — взяв тысячный мешок,
    Полушкою ссудить? ведь это не песок.
    Размечешься совсем, когда не жить потуже,
    А нищий богача, ты знаешь, сколько хуже.
    Так вздумаешь теперь, что много здесь скупых, —
    Никак! и с фонарем ты в день не найдешь их;
    То скупость ли, скажи, чтоб денежки беречь,

    Что кто-нибудь живет воздержно, ест несладко —
    Так пищу сладкую ему, знать, кушать гадко;
    Хотя он редьку ест, но ест, как ананас,
    Ничем он через то не обижает нас;
    Что видим у него на платье дыр немало —
    Знать, думает, что так ходить к нему пристало;
    Ты скажешь, если он так любит быть одет,
    На что ж он с росту рост бессовестно берет?
    Изрядный то вопрос! Он должников тем учит;
    Когда их не сосать, так что ж он с них получит?
    Не философ ли он, что так умно живет?
    В заплате нам долгов он исправляет свет.
    Всё добрым нахожу, о чем ни начинаю, —
    Чему ж смеяться мне? я истинно не знаю.
    Ты хочешь, чтоб бранил отважных я людей,
    Но где ж бы взяли мы без них богатырей?
    Герой из драчуна быть может и буяна
    И может превзойти впоследок Тамерлана.
    На что осмеивать великий столько дух?
    Когда б не смелым быть, бояться б должно мух.

    Не все ли чрез войну мы быть родимся славны?
    Не надобно ли .нам и для себя пожить?
    Когда не картами, так чем дух веселить?
    «Стихами», — скажешь ты, — какое наставленье!
    «Чтоб, благородное оставя упражненье,
    Я стал читать стихи!» — картежник говорит.
    Но что ж ты думаешь, он это худо мнит?
    Поверь, чтоб, слыша то, я ввек не рассердился.
    Конем родился конь, осел ослом родился,
    И тяжко бы ослу богатыря возить,
    А лошади в ярме пристало ль бы ходить?
    Всяк в оном и удал, кто дух к чему имеет,
    И каждый в том хитер, о чем кто разумеет.
    Не слушает твоей картежник чепухи,
    Масть к масти прибирать — и это ведь стихи;
    И игры, как стихи, различного суть роду,
    И льзя из них сложить элегию иль оду;
    Сорвавши карта банк прославит игреца,
    А, тысячный теряв рест, трогает сердца.
    Итак, мы некое имеем с ними свойство;
    За что ж нам приходить чрез ссоры в беспокойство?

    Не страшен нашему картежничий Парнас;
    Итак, не нахожу в них, кроме постоянства.
    Что ж, муза! ты еще терпеть не можешь пьянства.
    Весьма бы хорошо исправить в этом свет,
    Чтоб пьянство истребить, да средства в оном нет.
    Притом подвержены тому вы, музы, сами;

    И что восторгом звал ликующий Парнас,
    Так то-то самое есть пьянство здесь у нас.
    Чему же мне велишь, о муза! ты смеяться?
    Коль пьянству? Так за вас мне прежде всех приняться;

    У нас пороков нет, ищи в других; прости!
    <1760>



    Примечания

    К сатирической музе. Впервые — «Полезное увеселение», 1760, февраль, № 8, стр. 89.

    Буало-Депрео (1636—1711), французский поэт, теоретик классицизма, автор острых сатир.

    Плавт (254—184 до н.э.) — римский драматург, автор сатирических комедий.

    Диоген —323 до н.э.) — греческий философ школы киников, высшей нравственной задачей считавший —

    подавление человеческих страстей и сведение к минимуму всех потребностей. В связи с этим Диоген выражал полное пренебрежение к культуре.

    Тимон (V в. до н.э.) — афинянин, тип человеконенавистника. Сожалея о падении людских нравов, он удалился от общества и жил в одиночестве.

    Тамерлан — Тимур —1405) — среднеазиатский полководец и завоеватель.

    Раздел сайта: