• Приглашаем посетить наш сайт
    Огарев (ogarev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1755"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    2. Сонет и эпитафия
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    3. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    4. Бахариана, или Неизвестный (не окончено)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    5. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    Часть текста: ТВОРЧЕСТВО ХЕРАСКОВА Свыше полувека продолжалась литературная деятельность Хераскова. Современники почитали его чрезвычайно. И.И. Дмитриев писал: Пускай от зависти сердца зоилов ноют, Хераскову они вреда не нанесут: Владимир, Иоанн щитом его покроют И в храм бессмертья приведут. Поэмы Хераскова «Россиада», где главным действующим лицом был Иван Грозный, и «Владимир» при жизни автора несколько раз переиздавались; кроме них Херасков написал множество других поэм, пьес, романов, стихотворений — однако двери «храма бессмертья» для него так и не отворились. Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за исключением «Россиады», которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору...
    2. Сонет и эпитафия
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Сонет и эпитафия СОНЕТ И ЭПИТАФИЯ Я век свой по свету за пищею скитался, Пристанища себе нигде я не имел, Везде я странствовал, жил тамо, где хотел, Чужим я был одет, чужим я и питался. Убогим сиротой от матери остался, Но свет, прияв меня, как сына воспитал, Всяк пищу мне давал, и мною всяк гнушался, Но я отцами всех на свете почитал. Всечасно был гоним я в свете роком строгим, Родился сиротой, живот скончал убогим, И видел множество различных счастья проб. Как жизнь та ни гнусна, но я об ней жалею, Я небом был покрыт, а днесь покрыт землею, Мой дом был целый свет, а ныне тесный гроб. 1755 Примечания СОНЕТЫ Стихотворения этого раздела в «Творения» не вошли. Сонет и эпитафия («Я век свой по свету за пищею скитался...»). Впервые — «Ежемесячные сочинения», 1755, август, стр. 166. Это одно из первых трех стихотворений Хераскова, появившихся в журнале и вообще в периодической печати.
    3. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: наше было бы подлинно во вкусе восточном, в рассуждении повторений, бывших тогда в обычае, мыслей кратко выраженных, наконец, оборота, который придавался им. Но оружия бряцание, отвсюда раздававшееся и почти никогда не прекращавшееся, глас Муз заглушало. Посреди невежества, кое весь Север и всю почти Европу тогда помрачало, дух сих певцов-воителей ниоткуда не мог почерпать просвещения; и их творения свидетельствуют лишь о попытках предков наших прославить достопамятные подвиги героев своих. Сии древние песни полагать позволяют, что воители смиренные, вождям своим преданные, деяния их прелагали в песни, кои пели они для оных увеселения либо, быть может, для воодушевления других. Таковы были стези грубые, коими следовали Музы во времена сии отдаленные, дабы водрузиться в нашем отечестве. Но вскоре, просвещенные верою христианскою, предки наши умягчили грубость сердец своих и предпочли славе побед блистательных житие покойное и мирное. Тогда песнопения священные повсюду раздаваться стали; книги, святым стихотворством наполненные, были прелагаемы на язык российский; и во время, когда Европы большая часть славословила бога и обеты ему на языке чужестранном возносила, россияне уже пели песнопения церковные на своем языке и услаждали сердца свои и дух свой чтением книг священных. Псалмы Давидовы, в коих блещет стихотворство божественное, и все священное писание были вскоре весьма изрядно преложены на древний язык славенский. После сего предки наши всех учителей церкви и певцов священных читать начали. Здесь отдалился я от истории нашего стихотворства, единственно дабы дать понять,...
    4. Бахариана, или Неизвестный (не окончено)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: в свободные часы Приключенья Неизвестного, Повесть новую, волшебную. Мне собрания наскучили, Надоели игры карточны, Разговоры опротивели — Разговоры неприманчивы, Рассуждения газетные; Вести сделались несносны мне, Вести, вести злоречивые, Убивающие честь других, Никого не исправляючи; Ужины мне стали тягостны, Длинные, но пустословные; Скрылся я в уединение!.. О! душа уединения, Сладостное книги чтение, Заменяешь ты мне целый мир, Кроме искреннего дружества; С другом я сижу, как сам с собой; В друге я, как будто в зеркале, Вижу сам себя без всех прикрас; Только не наружные черты, Вижу чувства сокровенные, Те же мысли, те же правила, Друг живая книга для меня! Ах! но мало, мало добрых книг, А друзей гораздо менее! Захочу ли философствовать, Со Платоном древним мудрствую, С Анахарзисом я странствую, С умным Локком собеседую, Или с русскими поэтами, Истинными муз любимцами. Но всегда ль сидеть над книгами? Не забавна жизнь сидячая, Ради здравия вредна она — Так ученый написал Тиссот. Что же делать мне наедине? Не заемлюся охотою, Робких не люблю зверков травить И лютее в поле зверя быть, Не люблю невинных птиц стрелять, Чтобы ими голод утолять, Их не для стрелянья создал бог, Для веселья в мире создал их, Для любви и — ради пения! Праздность, я слыхал, пороков мать; Удаляюся от праздности; Много случаев без ней для нас, Где наш разум развлекается, Сердце в сети попадается, В сети искушениев мирских; Мысленных соблазнов избежать, Лучше стану что-нибудь писать! Но писать хочу не рифмами, Мне и рифмы надокучили! Что же, что же я начну писать? Слишком много в мире издано И духовных книг, и нравственных, А сердца не исправляются, Люди так же развращаются; Хоть в священной книге сказано: Гордым людям бог противится, — Только гордость в мире...
    5. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем ...