• Приглашаем посетить наш сайт
    Кржижановский (krzhizhanovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1761"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    2. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    3. * * * ("Только явятся")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    4. * * * ("Не пышною славой")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    5. На кривотолков
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    6. Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    7. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    8. Взгляд на эпические поэмы
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    10. Мерзляков А.Ф.: "Россияда". О слоге поэмы.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    11. Комар
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. Россиада. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 17кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    Часть текста: был Иван Грозный, и «Владимир» при жизни автора несколько раз переиздавались; кроме них Херасков написал множество других поэм, пьес, романов, стихотворений — однако двери «храма бессмертья» для него так и не отворились. Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за исключением «Россиады», которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах классицистом, Херасков...
    2. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: кои от поколения поколению предавали памятные приключения победоносных рыцарей наших. Доселе сохранились остатки сих творений пиитических, кои повествуют нам о событиях древности. Таковы суть песни об Илье Муромце, о пирах Владимировых и им подобные. Вкус века их ясно в сих поэмах отражается, и ежели бы сии времена произвели певцов, имени сего достойных, стихотворство наше было бы подлинно во вкусе восточном, в рассуждении повторений, бывших тогда в обычае, мыслей кратко выраженных, наконец, оборота, который придавался им. Но оружия бряцание, отвсюда раздававшееся и почти никогда не прекращавшееся, глас Муз заглушало. Посреди невежества, кое весь Север и всю почти Европу тогда помрачало, дух сих певцов-воителей ниоткуда не мог почерпать просвещения; и их творения свидетельствуют лишь о попытках предков наших прославить достопамятные подвиги героев своих. Сии древние песни полагать позволяют, что воители смиренные, вождям своим преданные, деяния их прелагали в песни, кои пели они для оных увеселения...
    3. * * * ("Только явятся")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Только явятся") *** Только явятся Солнца красы, Всем одеваться Пр и дут часы. Боже мой, боже! Всякий день то же. К должности водит Всякого честь; Полдень приходит — Надобно есть. Боже мой, боже! Всякий день то же. Там разговоры Нас веселят; Вести и ссоры Время делят. Боже мой, боже! Всякий день то же. Ложь и обманы Сеет злодей; Рвут, как тираны, Люди людей. Боже мой, боже! Всякий день то же. Строги уставы Мучат нас век: Денег и славы Ждет человек. Боже мой, боже! Всякий день то же. Тот богатится, Наг тот бредет; Тот веселится, Слезы тот льет. Боже мой, боже! Всякий день то же. Счастье находим, Счастье губ и м. Чем жизнь проводим? Ходим да спим. Боже мой, боже! То же да то же. Время, о! время, Что ты? Мечта. Век наш есть бремя, Всё суета. Боже мой, боже! Всякий день то же. Сколько ни видим В мире сует, Не ненавидим — Любим мы свет. Боже, о! боже, Любим и то же. <1761> Примечания СТАНСЫ «Только явятся...». Впервые — «Полезное увеселение», 1761, июнь, № 22, стр. 186.
    4. * * * ("Не пышною славой")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Не пышною славой") *** Не пышною славой Мой дух заражен, Не злобы отравой, Пишу, разожжен; Не меч и досаду Мой стих принесет, Но честным отраду, Порочным совет. Со шпагой гоняться И слабых рубить, То может назваться — Стихами бранить. Отечеству должно Услуги казать, А глупых возможно Немножко тазать. Довольно без брани Терзаемся мы. С дурачества дани Не емлют умы. Любити друг друга Велит нам закон, Друг другу услуга Смягчает наш стон. Дар малый природа Иметь мне дала: Для пользы народа К стихам привела. Тружусь добродетель В стихах превознесть, Того я радетель, То ставлю за честь. 1761 Примечания «Не пышною славой...». Впервые — «Полезное увеселение», 1761, август, № 8, стр. 72, в качестве второго стихотворения цикла «Прибаски».
    5. На кривотолков
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: На кривотолков НА КРИВОТОЛКОВ Кто всех привык ругать, тот в мыслях полагает, Хоть хвалит кто кого, так тот того ругает. Но кто послушает завистливых людей, Кому не хочет зла на свете сем злодей? Подобно как овец терзати алчны волки, Завистники о всем худые сеют толки. Да льзя ли избежать кому клеветников? Они и похвалу в худое обращают, И басню умную на дур и дураков, Как стрелу, пущенну на них, в других пущают. 1761 Примечания На кривотолков. Впервые — «Полезное увеселение», 1761, июнь, № 22, стр. 192.
    6. Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику. Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773). В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошёл как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный» (1785), «Царь или Спасённый Новгород» (1800). В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Освобождённая Москва» (1798); комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774). Однако в драмах «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) Херасков использует приёмы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с ...
    7. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей"...
    8. Взгляд на эпические поэмы
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: (1779). Публикуемый ниже его "Взгляд на эпические поэмы", предпосланный в качестве предисловия к "Россияде", является важным документом поэтики русского классицизма, в частности теории эпопеи как одного из самых торжественных и программных жанров классицистического направления. Херасков существенно продвинулся вперед по сравнению с Тредиаковским, который в предисловии к своей "Тилемахиде" отрицал право поэта касаться в эпопее событий новейшей истории, как слишком близких и снижающих торжественный пафос жанра. Херасков считает, что героями эпопеи могут быть не только античные боги, волшебники, но и французский король Генрих IV, и русский царь Иван IV. В принципе Херасков, хотя и с оговоркой, признает достойным эпопеи и русского императора Петра Великого. Хераскова только смущают неудачные до сих пор попытки воспеть его. Рассуждения Хераскова имели прогрессивный характер, приближали к современным темам, что таило в себе большие возможности для будущей русской романтической поэмы и русского романа. Текст печатается по изд.: Творения М. Хераскова, вновь исправленные и дополненные, ч. I. M., 1807, с. XV-XVIII. В "Илиаде" Гомер воспевает гнев Ахиллесов, за похищение его невольницы Бризеиды царем Агамемноном, гнев толико бедственный грекам и Пергаму; кровавые битвы, пагубу осаждающих и пагубу осажденных троян. - Патрокл, друг Ахиллесов, убит Гектором - он мстит за своего друга - убивает храброго Гектора, и тем поэма оканчивается. В "Одиссее" воспето десятилетнее...
    9. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: и нравоучительные оды; лирические стихотворения, басни, эпиграммы; поэмы: "Чесмеский бой" (Спб, 1771), "Россияда" (М., 1779), "Владимир Возрожденный" (М., 1785), "Бахариана" (М., 1803). Значительное место в творчестве М. М. Хераскова занимает драматургия: трагедии "Венецианская монахиня" (М., 1758), "Пламена" (М., 1765), "Мартезия и Фалестро" (М., 1765), "Борислав" (Спб., 1774), "Идолопоклонники, или Горислава" (М., 1782), "Освобожденная Москва" (М., 1798), "Зареида и Ростислав" (Спб., 1809); драмы "Друг несчастных" (Спб., 1774), "Гонимые" (М., 1775); комедии "Безбожник" (М., 1761) - по своему характеру близкая к драме, "Ненавистник" (М., 1779) и комическая опера "Добрые солдаты" (Спб., 1779). В творчестве Хераскова, в особенности в драматургии, отчетливо проявилась эволюция от классицизма к сентиментализму ПРИМЕЧАНИЯ Список условных сокращений, принятых в примечаниях Арапов - Арапов Пимен. Летопись русского театра. Спб., 1861. БдЧ - журнал "Библиотека для чтения" (1834-1865). BE - журнал "Вестник Европы" (1802-1830). Вольф - Вольф А. Хроника...
    10. Мерзляков А.Ф.: "Россияда". О слоге поэмы.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: Господином Издателем "Современного наблюдателя", который весьма тщательно вычислил все погрешности слога г-на Хераскова 1 . Он доказал (No 1, стр. 13 и дал.), что взятие Казани не заслуживает эпопеи, что в целой поэме нет ни одного пиитического сравнения (No 3, стр. 77), и наконец с приятелем своим С. решил (No 3, стр. 81), что в ней всего только десять стихов сряду хороших. Что мне после этого писать? Строгого и столь проницательного взора его не имею, или лучше, не хочу иметь; но тебе отказать нельзя; и потому, в угодность твою, скажу несколько слов о слоге поэмы сперва вообще, а после приспособлю мои мнения к "Россияде" как умею. Кажется, на Хераскова должно смотреть с двух сторон: 1-е: сей песнопевец (хотя поздний), современник Сумарокова, Княжнина, Ржевского, Богдановича, Петрова и других стихотворцев и некоторым образом ученик их, имеет и неотъемлемые красоты, может быть, очень прочные, и необходимые погрешности своего времени; 2-е: он первый восприял парение величественное, новое на российском Парнасе, в котором ему не было предшественника: ибо начатки "Петриады" 2 ни для кого не могли быть образцом, как слишком смелые, не довершенные, из которых, должно признаться, нельзя угадать и...