• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1762"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 5. Размер: 119кб.
    2. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    3. * * * ("Всяк на свете сем хлопочет")
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    4. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    5. Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    6. Западов А.В.: Вступление к "Избранным произведениям" Хераскова
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    7. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    8. Ода на день высочайшего рождения ее императорского величества, 1763 года
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. Заключение
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 5. Размер: 119кб.
    Часть текста: ХЕРАСКОВА Свыше полувека продолжалась литературная деятельность Хераскова. Современники почитали его чрезвычайно. И.И. Дмитриев писал: Пускай от зависти сердца зоилов ноют, Хераскову они вреда не нанесут: Владимир, Иоанн щитом его покроют И в храм бессмертья приведут. Поэмы Хераскова «Россиада», где главным действующим лицом был Иван Грозный, и «Владимир» при жизни автора несколько раз переиздавались; кроме них Херасков написал множество других поэм, пьес, романов, стихотворений — однако двери «храма бессмертья» для него так и не отворились. Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за исключением «Россиады», которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах классицистом, Херасков далеко не был чужд идеям сентиментализма, нашедшим отклик уже в ранних его сочинениях. Для Белинского поэмы Хераскова были явлением литературы буквально вчерашнего дня, еще совсем свежим и не переставшим подавать признаки жизни. Можно напомнить, что эпические поэмы, продолжавшие традиции «Россиады» ...
    2. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: (1763-1802), был видным Деятелем русского масонства Издавал журналы "Полезное увеселение" (1760-1762) и "Свободные часы" (1763). Писал романы и повести: "Кадм и Гармония" (М., 1789. Ч. 1-2), "Полидор, сын Кадма и Гармонии" (М., 1794 Ч. 1-3) и другие; торжественные, анакреонтические и нравоучительные оды; лирические стихотворения, басни, эпиграммы; поэмы: "Чесмеский бой" (Спб, 1771), "Россияда" (М., 1779), "Владимир Возрожденный" (М., 1785), "Бахариана" (М., 1803). Значительное место в творчестве М. М. Хераскова занимает драматургия: трагедии "Венецианская монахиня" (М., 1758), "Пламена" (М., 1765), "Мартезия и Фалестро" (М., 1765), "Борислав" (Спб., 1774), "Идолопоклонники, или Горислава" (М., 1782), "Освобожденная Москва" (М., 1798), "Зареида и Ростислав" (Спб., 1809); драмы "Друг несчастных" (Спб., 1774), "Гонимые" (М., 1775); комедии "Безбожник" (М., 1761) - по своему характеру близкая к драме, "Ненавистник" (М., 1779) и комическая опера "Добрые солдаты" (Спб., 1779). В творчестве Хераскова, в особенности в драматургии, отчетливо проявилась эволюция от классицизма к сентиментализму ПРИМЕЧАНИЯ Список условных сокращений, принятых в примечаниях Арапов - Арапов Пимен. Летопись русского театра. Спб., 1861. БдЧ - журнал "Библиотека для чтения" (1834-1865). BE - журнал "Вестник Европы" (1802-1830). Вольф - Вольф А. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года. Спб., 1877. Ч. 1-2. ГТБ - Государственная театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Ленинград). ДС - "Драматический словарь". Спб., 1772. ИВ - журнал "Исторический вестник" (1880-1917). Пантеон - журнал "Пантеон русского и всех европейских театров" (1840-1841). РВ - журнал "Русский вестник" (1856-1899). РМ - журнал "Российский музеум" (1815). РТ - журнал "Репертуар русского театра" (1839-1841). РФ - "Российский феатр, или Полное собрание всех Российских феатральных сочинений". Спб., 1786-1794. Ч. 1-43. СО - журнал "Сын отечества" (1812-1852). М. М....
    3. * * * ("Всяк на свете сем хлопочет")
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: * * ("Всяк на свете сем хлопочет") *** Всяк на свете сем хлопочет, Чтоб фортуну основать. Мастером кузнец быть хочет, Не учась коня ковать. Всякий мысли взводит выше, Только лучше жить потише. Вымысля наряд дурацкий, Плав разумным хочет слыть; Карт игру продав, посадский Хочет в море с флотом плыть. Всякий мысли взводит выше, Только лучше жить потише. Живописец, если смыслит Написати углем нос, То себя таким уж числит, Что напишет весь хаос. Всякий мысли взводит выше, Только лучше жить потише. Затмевая рассужденье, Кто насилу пять сочтет, Силясь тот в нравоученье, Что ни придет в разум, врет. Всякий мысли взводит выше, Только лучше жить потише. Кто на гуслях марш умеет, Как ходили под Дербент, Тот хвататься не робеет И за всякий инструмент. Всякий мысли взводит выше, Только лучше жить потише. Сплел стишок другой писатель, Уж несется высоко; А несмысленный читатель Смыслит книги глубоко. Всякий мысли взводит выше, Только лучше жить потише. Всяк на свете беспокоен Состоянием его, Уповая, что достоин Лучшей части для него. Всякий мысли взводит выше, Только лучше жить потише. О! когда б мы получили Всё, что наши льстит умы, Все бы мы счастливы были, Но не знали б счастья мы. Всякий мысли взводит выше, Только лучше жить потише. Кто себя не ограничит И прославиться спешит, Тот свой ум как ни величит, Но лишь только свет смешит. Чем нестися в мыслях выше, Лучше всем нам жить потише. <1762> Примечания «Всяк на свете сем хлопочет...». Впервые — «Полезное...
    4. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: их ясно в сих поэмах отражается, и ежели бы сии времена произвели певцов, имени сего достойных, стихотворство наше было бы подлинно во вкусе восточном, в рассуждении повторений, бывших тогда в обычае, мыслей кратко выраженных, наконец, оборота, который придавался им. Но оружия бряцание, отвсюда раздававшееся и почти никогда не прекращавшееся, глас Муз заглушало. Посреди невежества, кое весь Север и всю почти Европу тогда помрачало, дух сих певцов-воителей ниоткуда не мог почерпать просвещения; и их творения свидетельствуют лишь о попытках предков наших прославить достопамятные подвиги героев своих. Сии древние песни полагать позволяют, что воители смиренные, вождям своим преданные, деяния их прелагали в песни, кои пели они для оных увеселения либо, быть может, для воодушевления других. Таковы были стези грубые, коими следовали Музы во времена сии отдаленные, дабы водрузиться в нашем отечестве. Но вскоре, просвещенные верою христианскою, предки наши умягчили грубость сердец своих и предпочли славе побед блистательных житие покойное и мирное. Тогда песнопения священные повсюду раздаваться стали; книги, святым стихотворством наполненные, были прелагаемы на язык российский; и во время, когда Европы большая часть славословила бога и обеты ему на языке чужестранном возносила, россияне уже пели песнопения церковные на своем...
    5. Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: журнал «Полезное увеселение», в 1873 - «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение». Состоял членом Российской Академии. К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику. Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773). В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошёл как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный»...
    6. Западов А.В.: Вступление к "Избранным произведениям" Хераскова
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: текста для настоящего издания «Избранных произведений» М.М. Хераскова послужило собрание его сочинений, озаглавленное: «Творения Михаила Хераскова, вновь исправленные и дополненные», в двенадцати частях. Это издание выходило под непосредственным наблюдением автора и было напечатано в Москве в 1796-1803 гг. Оно включило в свой состав далеко не все произведения писателя. Заканчивая седьмой том, где были собраны лирические стихи, Херасков писал: «Многие из моих кратких сочинений в сию часть не внесены для того, что они в разных изданиях напечатаны и не могли быть отысканы; другие для того, что они писаны были в моей молодости, когда я учился писать стихи, и повторения не заслуживают. Ежели отыщутся ненайденные мои творения, то могут они быть приложены к последней, 12-й части, но со строгим от меня рассмотрением». Однако в этом томе появился только «Нума Помпилий» без каких-либо обещанных добавлений. В сущности говоря, Херасков перепечатал только часть торжественных од и два сборника — «Новые оды» (1762) и «Философические оды или песни» (1769), не пожелав включить...
    7. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову...
    8. Ода на день высочайшего рождения ее императорского величества, 1763 года
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: с журчаньем бьют, Леса и нивы зеленеют, Стада бегут, цветы пестреют, — Пастушки там весну поют. О ты, прекрасно солнце наше, Монархиня, внемли мой глас: Твое правленье, солнца краше, Бодрит и утешает нас; Рожденна ты весной подобно, Скончать в России время злобно, Восставить мир и тишину; От внешних сохранить злодеев, Прогнать ревущих вкруг Бореев И вечну возвратить весну. Блистающа небесным светом, Под сенью божеских лучей, И нам, всевышнего обетом, Земных дарующа царей, Когда рождаешь ты, судьбина, Таких, как днесь Екатерина, Отменны таковые дни! Представь ты их передо мною: Как чисто солнце пред луною, Горят пред прочими они! Над Цербстом вижу облак ясный, Который ниспустил творец, И в нем богини лик прекрасный, Держащей скипетр и венец; Се громкий глас ее твердится: «В сей день младенец в свет родится Священный скипетр сей принять, Полночный край от тьмы избавить, Венец взложить, народ прославить И подданных сердца пленять». Вселенну сим наполня слухом, Взнеслась богиня в небеса; Пророческим в то время духом Вещаемые словеса Уже исполнилися ныне: Врученный скиптр Екатерине России сей внушает глас, — И буря браней удалилась, Екатериной укротилась, Венец ее прославил нас. Не может лира толь согласно, Не может весь парнасский лик...
    9. Заключение
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Заключение ЗАКЛЮЧЕНИЕ О моя любезна Муза, Всех забав моих источник! Я твою к себе холодность Уже начал примечати. Мнится, белыми крылами, Муза, Муза, ты махаешь И со взором отвращенным От меня ты улетаешь. Кажется, моя и лира Перьями уже покрылась, Как младой орел за старым, За тобою устремилась. Не оставь меня, о Муза! Если ты меня покинешь, Вечну скуку мне оставишь. Ты моя утеха в скуке, Ты в печали мне отрада, Суеты мирские гонишь От моих смущенных мыслей. Век мой только расцветает: Кто любителей так скоро, Кто, о Муза! покидает? В старости Анакреона, Муза! ты не покидала, И власы его седые Ты венками украшала, — Может быть, своею страстью И своим приятным слогом И тебе он был приятен. Подожди, любезна Муза! Как моя нестройна лира С веком дней моих созреет, И тогда твоя холодность Оскорбить меня успеет. Если пел я не согласно, О любви писал не страстно, Добродетель пел не стройно, Уличал пороки мало, Время есть еще исправить И стихи мои, и сердце. Семена садят весною; Как покроюсь сединою, Нужды мне в тебе не будет; Ни свирелью, ни трубою Действовать уже не стану; И совсем когда устану, Полечу тогда спокойно В темну вечность за тобою. 1762 Примечания Заключение. Впервые — «Новые оды», стр. 72. Ни свирелью, ни трубою Действовать уже не стану. «Свирель» обозначает здесь идиллии, эклоги, песни, анакреонтические стихотворения, а «труба» — торжественную оду.