• Приглашаем посетить наш сайт
    Мережковский (merezhkovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1763"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    2. Ода на день высочайшего рождения ее императорского величества, 1763 года
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    3. Ответ на песенку ("Прекрасное любить...")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    4. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    5. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    6. Песенка ("Что я прельщен тобой...")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    7. Пастушка
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    8. Дровосек
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    9. К Евтерпе
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    10. * * * ("Картежник говорит: „Я в карты век играю"")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    11. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    12. Гришакова М.: Символическая структура поэм М. Хераскова
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    13. Стихотворения
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    14. Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    Часть текста: его покроют И в храм бессмертья приведут. Поэмы Хераскова «Россиада», где главным действующим лицом был Иван Грозный, и «Владимир» при жизни автора несколько раз переиздавались; кроме них Херасков написал множество других поэм, пьес, романов, стихотворений — однако двери «храма бессмертья» для него так и не отворились. Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за исключением «Россиады», которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах классицистом, Херасков далеко не был чужд идеям сентиментализма, нашедшим отклик уже в ранних его сочинениях. Для Белинского поэмы Хераскова были явлением литературы буквально вчерашнего дня, еще совсем свежим и не переставшим подавать признаки жизни. Можно напомнить, что эпические поэмы, продолжавшие традиции «Россиады» и «Владимира», выходили в двадцатые и тридцатые годы XIX столетия: «Освобожденная Москва» А. Волкова (1820), «Суворов» А. Степанова (1821), «Дмитрий Донской, или Начало российского величия» А. Орлова (1827), «Александроида» П. Свечина (1827—1828), «Александр I, или Поражение двадесяти язык» А. Орлова (1828). Уже после того как были напечатаны «Литературные мечтания», в 1836 году Д. Кошкин выпустил первый том своей поэмы «Александриада», описывающей спасение России от войск Наполеона...
    2. Ода на день высочайшего рождения ее императорского величества, 1763 года
    Входимость: 4. Размер: 8кб.
    Часть текста: высочайшего рождения ее императорского величества, 1763 года ОДА НА ДЕНЬ ВЫСОЧАЙШЕГО РОЖДЕНИЯ ЕE ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, 1768 ГОДА Прекрасно солнце в дни весенны Приемлет новые красы; От нас Бореем унесенны, Приятны отдает часы; Свои лучи усугубляет И всю натуру оживляет: Ключи в брегах с журчаньем бьют, Леса и нивы зеленеют, Стада бегут, цветы пестреют, — Пастушки там весну поют. О ты, прекрасно солнце наше, Монархиня, внемли мой глас: Твое правленье, солнца краше, Бодрит и утешает нас; Рожденна ты весной подобно, Скончать в России время злобно, Восставить мир и тишину; От внешних сохранить злодеев, Прогнать ревущих вкруг Бореев И вечну возвратить весну. Блистающа небесным светом, Под сенью божеских лучей, И нам, всевышнего обетом, Земных дарующа царей, Когда рождаешь ты, судьбина, Таких, как днесь Екатерина, Отменны таковые дни! Представь ты их передо мною: Как чисто солнце пред луною, Горят пред прочими они! Над Цербстом вижу облак ясный, Который ниспустил творец, И в нем богини лик прекрасный, Держащей скипетр и венец; Се громкий глас ее твердится: «В сей день младенец в свет родится Священный скипетр сей принять, Полночный край от тьмы избавить, Венец взложить, народ прославить И подданных сердца пленять». Вселенну сим наполня слухом, Взнеслась богиня в небеса; Пророческим в то время духом Вещаемые словеса Уже исполнилися ныне: Врученный скиптр...
    3. Ответ на песенку ("Прекрасное любить...")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: Ответ на песенку ("Прекрасное любить...") ОТВЕТ НА ПЕСЕНКУ Прекрасное любить Хоть сердцу и природно, Однако склонной быть К кому хочу свободно. Родятся красоты Не для неволи в свете. Мне льзя в моем ответе Сказать: не мил мне ты; Ты мной теряешь власть, А я тобой не пленна. Так, знать, не я рожденна Лечить такую страсть. Порядка не вреди, Уставленна природой; Меня оставь с свободой — Другую победи. Чувствительны в любви Несклонности удары; Ищи себе ты пары И счастливо живи. <1763> Примечания Ответ на песенку. Впервые — «Свободные часы», 1763, апрель, стр. 252.
    4. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: отражается, и ежели бы сии времена произвели певцов, имени сего достойных, стихотворство наше было бы подлинно во вкусе восточном, в рассуждении повторений, бывших тогда в обычае, мыслей кратко выраженных, наконец, оборота, который придавался им. Но оружия бряцание, отвсюда раздававшееся и почти никогда не прекращавшееся, глас Муз заглушало. Посреди невежества, кое весь Север и всю почти Европу тогда помрачало, дух сих певцов-воителей ниоткуда не мог почерпать просвещения; и их творения свидетельствуют лишь о попытках предков наших прославить достопамятные подвиги героев своих. Сии древние песни полагать позволяют, что воители смиренные, вождям своим преданные, деяния их прелагали в песни, кои пели они для оных увеселения либо, быть может, для воодушевления других. Таковы были стези грубые, коими следовали Музы во времена сии отдаленные, дабы водрузиться в нашем отечестве. Но вскоре, просвещенные верою христианскою, предки наши умягчили грубость сердец своих и предпочли славе побед блистательных житие покойное и мирное. Тогда песнопения священные повсюду раздаваться стали; книги, святым стихотворством наполненные, были прелагаемы на язык российский; и во время, когда Европы большая часть славословила бога и обеты ему на языке чужестранном возносила, россияне уже пели песнопения церковные на своем языке и услаждали сердца свои и дух свой чтением книг священных. Псалмы Давидовы, в коих блещет стихотворство божественное, и все священное писание были вскоре весьма изрядно преложены на древний язык славенский. После сего предки наши всех учителей церкви и певцов священных читать начали. Здесь отдалился я от истории нашего стихотворства, единственно дабы дать понять, что язык наш к переводу книг важных и глубокомысленных удобен. Есть у...
    5. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: анакреонтические и нравоучительные оды; лирические стихотворения, басни, эпиграммы; поэмы: "Чесмеский бой" (Спб, 1771), "Россияда" (М., 1779), "Владимир Возрожденный" (М., 1785), "Бахариана" (М., 1803). Значительное место в творчестве М. М. Хераскова занимает драматургия: трагедии "Венецианская монахиня" (М., 1758), "Пламена" (М., 1765), "Мартезия и Фалестро" (М., 1765), "Борислав" (Спб., 1774), "Идолопоклонники, или Горислава" (М., 1782), "Освобожденная Москва" (М., 1798), "Зареида и Ростислав" (Спб., 1809); драмы "Друг несчастных" (Спб., 1774), "Гонимые" (М., 1775); комедии "Безбожник" (М., 1761) - по своему характеру близкая к драме, "Ненавистник" (М., 1779) и комическая опера "Добрые солдаты" (Спб., 1779). В творчестве Хераскова, в особенности в драматургии, отчетливо проявилась эволюция от классицизма к сентиментализму ПРИМЕЧАНИЯ Список условных сокращений, принятых в примечаниях Арапов - Арапов Пимен. Летопись русского театра. Спб., 1861. БдЧ - журнал "Библиотека для чтения" (1834-1865). BE - журнал "Вестник Европы" (1802-1830). Вольф - Вольф А. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года. Спб., 1877. Ч. 1-2. ГТБ - Государственная театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Ленинград). ДС - "Драматический словарь". Спб., 1772. ИВ - журнал "Исторический...
    6. Песенка ("Что я прельщен тобой...")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: Песенка ("Что я прельщен тобой...") ПЕСЕНКА Что я прельщен тобой, Чему тому дивиться, — Тебе красой родиться Назначено судьбой. Прекрасное любить — Нам сей закон природен, И так я не свободен К тебе несклонным быть. Ты сделана прельщать, А я рожден прельщаться, На что же нам стараться Природу превращать? Я жертвую красе, Ты жертвуй жаркой страсти, Естественныя власти Свершим уставы все. <1763> Примечания Песенка. Впервые — «Свободные часы», 1763, апрель, стр. 252.
    7. Пастушка
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Пастушка ПАСТУШКА Покидает солнце воды И восходит в высоту, Ясный день всея природы Открывает красоту; Стадо Дафнино пасется Без пастушки на лугу. Дафна, сидя на брегу, Горькими слезами льется. Поле сладкими плодами Изобилует всегда, Месяц с ясными звездами Не разлучен никогда. День, вчера который минул, За собою день влечет; Всё порядочно течет, А меня пастух покинул. Отдали печальны мысли, Утоли плачевный стон, Постоянства ты не числи Всей природе без препон; Поле, полное снегами, Видим в прежней ли красе? Дни почти различны все, Воды бьются с берегами, Тучи солнце закрывают, Месяц кроется от звезд, А любовники невест Так подобно забывают. <1763> Примечания Пастушка. Впервые — «Свободные часы», 1763, февраль, стр. 92.
    8. Дровосек
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Дровосек ДРОВОСЕК Не много на свое искусство уповай И воли быстрому желанью не давай, Держись, при том держись, что сделать разумеешь, За все хватаяся, напрасно лишь потеешь. Крестьянин негде был, Дрова рубил; Для этакой науки К профессору не лезь, Имей топор да руки, Так мастер тут и весь. А мой крестьянин был дрова рубить охотник, И вздумалось ему, что он столяр и плотник; Такими думами себя он веселил И сосну с кореня претолстую свалил; Колоду вырубя, мужик колоду гладит, Из ней корыто ладит. Долбил, Рубил, Колода вся изрыта. Однако не было и виду в ней корыта, Не так пошел топор, А плотник на упор, Еще колоду роет, Да не корыто уж, теперь он ковшик строит. Сказал: «Не возвращусь домой без барыша, Добьюсь ковша». Сертит, потеет, А ковш не спеет, Топор и долото Работают не то; Долбушка сделалась, да некакие рожки, Не вышел ковш, так выдут ложки; Стал мастер ложки выдолбать, Считает в ужине обновкой щи хлебать. Скажи, Минерва, мне, художеств мастерица, — Чем кончил наш мудрец? Что вышло из его работы наконец? Спица. 1763 Примечания Дровосек. Впервые — «Свободные часы», 1763, февраль, стр. 89.
    9. К Евтерпе
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: осеннего ненастья, Пременного сто раз в единый день. О! разновидная мечта непросвещенных, Слепое счастие, скажи мне, что ты есть? Ты кажешь умными людей, ума лишенных; В бесчестных кажешь честь. Отрава лютая и язва смертных рода, Превратность естества, Тобой взволнована приятная природа, Ты ужас божества. А ты, участница невинных рассуждений, О! собеседница в учении моем, Не знаешь сердца ты всеобщих повреждений И рассуждаешь ты разумно обо всем. Скажи, Евтерпа, мне, не тако ли ты мыслишь, Что все обмануты мы счастия мечтой? Я ведаю, что ты не в титлах счастье числишь И не в казне златой. Подумай, где умы, природою нам данны, Благополучие в богатстве полагать, Иметь леса, поля, луга иметь пространны, Стремитися к чинам, чтоб всех пренебрегать? Взгляни ты на людей, в пустых степях живущих, — В высоких ли домах, во злате ль счастье чтут? Увидишь их в полях, стада свои стрегущих, Увидишь шалаши простые тут. Великолепными чертогами гордимся, Сей пышности они смеются при стадах И думают, что мы на то одно родимся, Чтоб век свой проводить в строеньи и трудах, Но кто счастливее и ближе кто к природе, Надменный господин или простой пастух? Живущий ли свой век в приятнейшей свободе Иль беспокоящий желаньями свой дух? На то ли естество нам разум даровало, Чтоб он сиянием был злата помрачен, Чтоб сердце счастию чужому ревновало И вечной суетой наш дух был огорчен? Коль жизни таковой вообразим теченье, То что есть человек? Соборище сует и сам себе мученье, Несчастнейшая тварь, в тоске влекуща...
    10. * * * ("Картежник говорит: „Я в карты век играю"")
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: * * * ("Картежник говорит: „Я в карты век играю"") *** Картежник говорит: «Я в карты век играю»; Судья мне говорит: «Я взятки собираю». А я им говорю: «На лире я играю». Читатели, прошу я вас, Скажите, кто нужняй для общества из нас? <1763> Примечания «Картежник говорит: „Я в карты век играю..."». Впервые — «Свободные часы», 1763, апрель, стр. 251.