• Приглашаем посетить наш сайт
    Огарев (ogarev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1764"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Западов А.В.: Вступление к "Избранным произведениям" Хераскова
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    2. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 2. Размер: 119кб.
    3. Порох и Водка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    4. Две Щепки
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    5. Две Собаки
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    6. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    7. Источник и Ручей
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    8. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    9. Россиада. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    10. Фонтанна и Речка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    11. Человек и Хомяк
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    12. Верблюд и Слон
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    13. Котел, Собака, две Кошки
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    14. Комар
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов А.В.: Вступление к "Избранным произведениям" Хераскова
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: не внесены для того, что они в разных изданиях напечатаны и не могли быть отысканы; другие для того, что они писаны были в моей молодости, когда я учился писать стихи, и повторения не заслуживают. Ежели отыщутся ненайденные мои творения, то могут они быть приложены к последней, 12-й части, но со строгим от меня рассмотрением». Однако в этом томе появился только «Нума Помпилий» без каких-либо обещанных добавлений. В сущности говоря, Херасков перепечатал только часть торжественных од и два сборника — «Новые оды» (1762) и «Философические оды или песни» (1769), не пожелав включить даже свои басни, вышедшие отдельной книгой в 1764 г. За пределами «Творений» остались также комическая опера Хераскова «Добрые солдаты», выходившая двумя изданиями — в 1779 и 1782 гг., и пролог «Счастливая Россия» (1787). Совсем не нашла места в издании журнальная проза писателя — его многочисленные статьи в «Полезном увеселении» и «Свободных часах», переводы из «Энциклопедии» и ряд других работ. Неполнота «Творений» вызывается еще и тем обстоятельством, что, закончив их издание в 1803 г., Херасков около пяти лет, до последнего своего дня, не выпускал из рук пера. За эти годы он успел опубликовать поэму «Царь, или Спасенный Новгород» (1800), написанную уже после выхода томов с поэмами в составе «Творений», волшебную повесть в стихах «Бахариана» (1803) и «Поэт» — стихотворный трактат о поэтическом искусстве. Закончил он и трагедию «Зареида и Ростислав», вышедшую...
    2. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 2. Размер: 119кб.
    Часть текста: сердца зоилов ноют, Хераскову они вреда не нанесут: Владимир, Иоанн щитом его покроют И в храм бессмертья приведут. Поэмы Хераскова «Россиада», где главным действующим лицом был Иван Грозный, и «Владимир» при жизни автора несколько раз переиздавались; кроме них Херасков написал множество других поэм, пьес, романов, стихотворений — однако двери «храма бессмертья» для него так и не отворились. Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за исключением «Россиады», которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах классицистом, Херасков далеко не был чужд идеям сентиментализма, нашедшим отклик уже в ранних его сочинениях. Для Белинского поэмы Хераскова были явлением литературы буквально вчерашнего дня, еще совсем свежим и не переставшим подавать признаки жизни. Можно напомнить, что эпические поэмы, продолжавшие традиции «Россиады» и «Владимира», выходили в двадцатые и тридцатые...
    3. Порох и Водка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Порох и Водка ПОРОХ И ВОДКА О! черный Стиксов сын, погибель смертных рода, Ты воздух весь мрачишь, Блестишь, как молния, и, будто гром, гремишь; Тобою рушится и гибнет вся природа; Причина общих слез, Родитель твой исчез. Ах! для чего тебе несчастие не мстило И вдруг тебя с твоим творцом не поглотило. Теперь, читатели, пронзаю ваш я слух, Имея лирный дух; Однако пышна речь тотчас переварится, Из лиры я хочу во притчу претвориться. А давешнюю речь Заставлю я теперь из штофа Водки течь. То Водка говорила И Порох за его нахальство так журила: «Полезнее б ты был, когда бы ты молчал». А Порох отвечал: «Напрасно, Водочка, меня пренебрегаешь И, зло свое забыв, без жалости ругаешь: Не меньше в свете сем ты портила умов, Чем я срывал голов». 1764 Примечания Порох и Водка. Впервые — «Нравоучительные басни», стр. 57. Родитель твой исчез. Имеется в виду Бертольд Шварц, считающийся изобретателем пороха (XIV в.).
    4. Две Щепки
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Две Щепки ДВЕ ЩЕПКИ В ночи близ кучи дров лежит гнилая Щепка, А щепка такова всегда во тьме блестит, Но подле той одна здоровая лежит. Пошла тотчас прицепка. Здоровой говорит сиятельная Щепка: «Куда придвинула, голубка, ты бочок? Подвинься, или дам безумке я толчок. Ты, подленькая тварь, учтивости не знаешь И, сверх того, мое сиянье заслоняешь». А та ответствует: «Не чванься, Щепка, ты, Заимствуя свой блеск от темноты, Но утро разберет сие смятенье наше, Тогда увидим, кто из нас обеих краше». Мы видим в наши веки Сияющих умом и славой в темноте: Сиянье пропадет, лучи погаснут те, Когда увидят их разумны человеки. 1764 Примечания Две Щепки. Впервые — «Нравоучительные басни», стр. 6.
    5. Две Собаки
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Две Собаки ДВЕ СОБАБИ Не знаю, у кого служили две Собаки, Но были участи у них неодинаки. Одна дворовая была И ночью от воров двор целый берегла; Хозяева ее при ней спокойно жили, А в награждение услуги таковой Пост вечный на сию служанку наложили: Держи ты караул, дружочек мой, От скуки песни вой. С поварни иногда за жадною нахалкой Гонялся повар с палкой, А паче ежели незваный этот гость Спроворит смачну кость. Другая не в таком была Собачка теле; С боярином она валялася в постеле, С хозяйкой чай пила И будто дочь у них любимая жила. Вкруг шеи ленты ей вязали, Ласкали, лобызали; А бедный сторож тот, Который исхудал, как непроворный кот, От голоду сего и от ударов таял, И больше уж не лаял. Случилося, что вор, Не слыша лаянья, вломился в этот двор И Псу голодному кусок бросает хлеба. Пес думал, что к нему то ангел послан с неба От голоду спасти; хватает, не ворчит, Вор шарит и тащит, а часовой молчит. Хозяин тот себя несчастью подвергает, Когда он тех пренебрегает, Кто честь его, и дом, и жизнь остерегает, И с теми надвое щедроты не делит, Кто служит в пользу нам и кто нас веселит. 1764 Примечания Две Собаки. Впервые — «Нравоучительные басни», стр. 7.
    6. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание...
    7. Источник и Ручей
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    Часть текста: Источник и Ручей ИСТОЧНИК И РУЧЕЙ Источник некогда с вершины гор стремился, Шумящим в быстрине течением гордился, И в пышности своей Ручей он презирал, Который светлый ток в долины простирал. На все его слова сказал он с тишиною: «Источник! Можешь ли за то гнушаться мною, Что я в теченьи тих, А ты опасен, вреден, лих? Твоим достоинством я сердца не прельщаю, Хотя передо мной имеешь громкий глас. Ты землю пустошишь, а я обогащаю, Так кто ж полезнее для общества из нас?» 1764 Примечания Источник и Ручей. Впервые — «Нравоучительные басни», стр. 5.
    8. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: стихотворстве M. M. Херасков Рассуждение о российском стихотворстве В происхождении своем стихотворство российское имеет начала, всем народам общие. Славяне, предки наши, провождавшпе жизнь свою в предприятиях воинских, покорявшие врагов своих, имея мужей отважных предводителями и соратниками, всего первее прославляли подвиги их в песнях, кои от поколения поколению предавали памятные приключения победоносных рыцарей наших. Доселе сохранились остатки сих творений пиитических, кои повествуют нам о событиях древности. Таковы суть песни об Илье Муромце, о пирах Владимировых и им подобные. Вкус века их ясно в сих поэмах отражается, и ежели бы сии времена произвели певцов, имени сего достойных, стихотворство наше было бы подлинно во вкусе восточном, в рассуждении повторений, бывших тогда в обычае, мыслей кратко выраженных, наконец, оборота, который придавался им. Но оружия бряцание, отвсюда раздававшееся и почти никогда не прекращавшееся, глас Муз заглушало. Посреди невежества, кое весь Север и всю почти Европу тогда помрачало, дух сих певцов-воителей ниоткуда не мог почерпать просвещения; и их творения ...
    9. Россиада. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: с 1764 г. был Ю.И. Каниц (ум. 1781 г.). Ему принадлежит первый по времени разбор «Россиады», напечатанный сначала на немецком языке в «Рижском журнале», затем в переводе на русский опубликованный в журнале «Санкт-Петербургский вестник» (1779, август). В связи с этим И.И. Дмитриев писал: «Когда Херасков издал «Россиаду», общество Новикова, состоявшее большею частию из друзей — почитателей первенствующего тогда поэта, вознамерилось написать разбор его поэмы, разумеется, выставить ее лучшую сторону. И что же? Избранные им сочинители неоднократно сбирались в дом Новикова. Писали, чертили, переправляли и наконец при всем своем усердии сознались в своем бессилии и предоставили этот труд совершить немцу, директору казанской гимназии» (И.И. Дмитриев. Взгляд на мою жизнь. — Сочинения под ред. А. Флоридова, т. 2. СПб., 1893, стр. 59). Современная Хераскову критика не решалась взяться за оценку его произведений. Так, после выхода в 1787 г. «Эпических творений» Хераскова Ф.И. Туманский писал: «Творения господина Хераскова признаны от всех знающих драгоценными произведениями... Рассуждение о его сочинениях было бы здесь не у места, и я считаю себя гораздо слабым, чтобы дерзнуть на суждение изящного. Итак, изъявляю токмо публике содержание оных...» («Зеркало света», 1787, № 82, стр. 495). Взгляд на эпические поэмы. В этом втором, как бы историко-литературном предисловии к «Россиаде», появившемся в третьем издании поэмы, Херасков устанавливает отношение «Россиады» к наиболее известным образцам жанра и ближайшим для себя признает «Генриаду» Вольтера. Однако Херасков недостаточно подчеркнул то значение, которое имела для его работы героическая поэма...
    10. Фонтанна и Речка
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Фонтанна и Речка ФОНТАННА И РЕЧКА В средине цветника Фонтанна кверху била И громко о своих достоинствах трубила, А близ ее текла Река по камышкам, прозрачнее стекла. Фонтанна гордая, шумя под облаками, Сказала так Реке: «Куда придвинулась ты, лужица, боками? Не лучше ли б ползла, бедняжка, вдалеке И поле дикое в своем теченьи мыла? Пожалуй-ка, построй себе подале дом, Ты видишь, какова моя велика сила: Я там всходя реву, где молния и гром; А ты, в моем соседстве, О подлости своей не мыслишь, ни о бедстве». Такою гордостью Река огорчена, Фонтанне говорит: «Я ввек не уповала, Чтобы, в железные труб ы заключена, Бедняжкой ты меня и подлой называла. Причина храбрости твоей и высоты, Что вся по самые уста в неволе ты; А я, последуя в течении природе, Не знаю пышности, но я теку в свободе». На подлинник я сей пример оборочу: Представя тихие с шумящими водами, Сравнять хочу граждан с большими господами, И ясно докажу... однако не хочу. 1764 Примечания Фонтанна и Речка. Впервые — «Нравоучительные басни», стр. 19.