• Приглашаем посетить наш сайт
    Сумароков (sumarokov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1768"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Чесмесский бой. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    2. Ода российскому воинству. В феврале 1769
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    3. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    4. Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    5. Песнь его светлости князю Григорью Александровичу Потемкину-Таврическому на знаменитые его подвиги противу Оттоманской Порты
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    6. Ода на день высочайшего рождения ее императорского величества, 1763 года
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    7. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    8. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чесмесский бой. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    Часть текста: в сердце чтил! и т.д. В русско-турецкую войну 1768—1774 гг. правительство Екатерины II, желая подкрепить действия своих сухопутных войск, выступило и на военно-морском театре. В Эгейское море, находящееся между Малой Азией и Грецией и изобилующее многочисленными островами (Архипелаг), был направлен русский военный флот под командованием Алексея Григорьевича Орлова (1737—1808), брата фаворита императрицы Григория Орлова. Перед ним была поставлена задача — сковать и разгромить военно-морские силы Турции и блокировать с моря подступы к Константинополю, чтобы затруднить снабжение турецкой столицы. В июне — июле 1770 г. командующий сухопутными армиями П.А. Румянцев (1725—1796) развернул успешные наступательные операции и одержал одну за другой три победы над турками при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле, нанеся им огромные потери. Одновременно русский флот в Архипелаге 26 июня 1770 г. уничтожил в Чесменской бухте сильнейшую турецкую эскадру. Этой славной битве и посвящена поэма Хераскова. Песнь I. Пою морскую брань — т.е. военно-морское сражение, войну. Что может всё воспеть, кто пел Екатерину. Херасков имеет в виду оды, которые он посвящал Екатерине II. Но страждет Греция, там крови реки льются. Греция находилась под турецким владычеством. Ликург — легендарный древнегреческий законодатель. Евфратских жителей оружия молчат. Население бассейна р. Евфрат, т.е. территории нынешнего Ирака и Сирийского района Объединенной Арабской республики, в XVIII в. состояло под властью турецкого султана. Ахейский славный град — Афины, столица Греции. Для варварской души в злодействах нет посредства. В своих злодеяниях варвары турки не могут остановиться на середине, их жестокость не знает границ. Обресков прав своих и вольности лишен. Русский посол в Турции Алексей Михайлович Обресков...
    2. Ода российскому воинству. В феврале 1769
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: Беллону вижу я в полках — Берет копье и шлем взлагает; Имея пламенник в руках, Сердца россиян возжигает! Над войском слава вкруг парит, Златой трубою всем гласит: «Дерзайте, воины, дерзайте! Вас громкая победа ждет, Вам лавры новые плетет; К венцам, герои, поспешайте!» Кто рушит нашу тишину И кто златой наш век смущает? Кто пламенну теперь войну В пределах мирных возжигает? Когда венцы героям вьют, Поющи музы мне рекут: «Воззри, воззри к Восточну морю, Где царствует срацинский род». И се — я зрю от Черных вод Всходящу к нам кроваву з о рю! О хищники градов святых, Орудие судьбины гневной! Иль мало бед у вас своих, Срацины, без войны плачевной? Еще ли сей геенский яд, Который древний царский град От язвы язвой очищает, Еще ли мало вас разит? И смерть, что вам всегда грозит, Еще ли вас не устрашает? Ты в гордых мыслях и словах Прямую славу заключаешь, Вселенную разрушить в прах От стен Византских угрожаешь; Продерзкий род! иль ты забыл, Каков у россов Минин был, Свою напасть и их победы? Простри, простри кровавый взор На множество степей и гор И зри торжеств российских следы. Хотин еще в крови стоит, Бендерских стен верхи дымятся, Азов разрушенный лежит, Брега дунайски гробом зрятся; Там враны в алчущих степях, На ваших возгнездясь костях, Вам страшным криком возвещают: «Коль грозен меч российский вам!» Стенящи тени зрятся там, В лугах стада пасти мешают. Как ток весенний быстрых вод, Которы вдоль с горы стремятся, Так твой бесчисленный народ Отважен к браням подвизаться; Но быстрый твой и дерзкий путь Россиян храбрых тверда грудь Удержит, как стена, без бою; Тогда луну не Магомет, Но меч российский рассечет Над самою твоей главою. Оставив россы мирный храм — К чему твоя их дерзость нудит! — Подобны вьющимся орлам, Которых вранов крик возбудит; Везде рассыплются тогда Пужливых...
    3. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    Часть текста: для него так и не отворились. Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за исключением «Россиады», которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах классицистом, Херасков далеко не был чужд идеям сентиментализма, нашедшим отклик уже в ранних его сочинениях. Для Белинского поэмы Хераскова были явлением литературы буквально вчерашнего дня, еще совсем свежим и не переставшим подавать признаки жизни. Можно напомнить, что эпические поэмы, продолжавшие традиции «Россиады» и «Владимира», выходили в двадцатые и тридцатые годы XIX столетия: «Освобожденная Москва» А. Волкова (1820), «Суворов» А. Степанова (1821), «Дмитрий Донской, или Начало российского величия» А. Орлова (1827), «Александроида» П. Свечина (1827—1828), «Александр I, или Поражение двадесяти язык» А. Орлова (1828). Уже после того как были напечатаны «Литературные мечтания», в 1836 году Д. Кошкин выпустил первый том своей поэмы «Александриада», описывающей спасение России от войск Наполеона I. Падение литературной славы Хераскова и других поэтов XVIII века Белинский считает фактом бесспорным, но относит его к самому последнему времени. В статье о сочинениях Батюшкова он восклицает: «Сколько пало самых громких авторитетов с 1825 года по 1835?.. Некоторые из них слыли гениями первой ...
    4. Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: и эпиграммы, а в следующие годы он издаёт поэму в трёх частях «Плоды наук», трагедию «Венецианская монахиня». В 1760 - 1762 издавал (при университете) журнал «Полезное увеселение», в 1873 - «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение». Состоял членом Российской Академии. К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику. Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773). В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В...
    5. Песнь его светлости князю Григорью Александровичу Потемкину-Таврическому на знаменитые его подвиги противу Оттоманской Порты
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: стрел, Бледнея, с Понта ожидает; Но князь Потемкин, как орел К Бендерам быстро прелетает, Перуны вслед перунам шлет И град к его стопам падет; Орлы, парящи вкруг стадами, Покрыли падший град крилами. Примеры явны Бог дает Перед тобой в градах падущих, С какой он силою грядет Врагов противу возстающих! Пред ним твердыни прах и тлен. В челе Луны напечатлен Господним перстом ужас казни; Но чувств где нет, там нет боязни. О лира! Громче возыграй* И наших дней гласи героя. Простер он руку за Дунай И грады там берет без боя. Познав российский меч дракон Ползет в горах пускает стон; Себя которым исцеляет, Себя тем жалом уязвляет. Крилами быстрыми парит Российская к Стамбулу слава; Миритесь! Туркам говорит, Иль ваша рушится держава Российский близко вас Нептун, Потемкин поднял свой перун. Его искуство, храбрость, сила, Для россов честь, для вас могила. Но гордый мыслями Селим Глаголам праведным не внемлет Еще вступается за Крым, Он дерзкое чело подъемлет; Взревел и в твердый Измаил, Как змий, главу свою сокрыл; Но храбрые с тобою россы Привыкли разрушать колоссы. Измаил, чем срацынов род В глубокой древности нарекся, Пятой коснувшись бурных вод Стенами в два ряда облекся. Российских войск безстрашна грудь И в самый ад проложит путь; Отверженной рабыни сына Попрет ногой Екатерина. Он пал пред ней, се явный знак, Что бог врагов Христовых гонит; Един, един остался шаг И род измаилтян возстонит; Уже он именем казнен; Их рок ужасный предречен; Луна срацынская затмится, Царьград в венце с крестом явится.    Сего, сего народы ждут От мудрости Екатерины; Тебя, герой, к тому зовут Безстрашные полки орлины. Среди торжественных трофей Иди, развейся, как Борей, Иди и в подвигах щастливых Разрущ советы нечестивых. Дерзай с перунами, герой, Дерзай с российскими полками, Да щастье всюду пред тобой Летает быстрыми крилами. Славней, чем некогда Олег, Вступи на Азиятский брег, И древней на главе Софии Кресты воздвигни в честь...
    6. Ода на день высочайшего рождения ее императорского величества, 1763 года
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: подобно, Скончать в России время злобно, Восставить мир и тишину; От внешних сохранить злодеев, Прогнать ревущих вкруг Бореев И вечну возвратить весну. Блистающа небесным светом, Под сенью божеских лучей, И нам, всевышнего обетом, Земных дарующа царей, Когда рождаешь ты, судьбина, Таких, как днесь Екатерина, Отменны таковые дни! Представь ты их передо мною: Как чисто солнце пред луною, Горят пред прочими они! Над Цербстом вижу облак ясный, Который ниспустил творец, И в нем богини лик прекрасный, Держащей скипетр и венец; Се громкий глас ее твердится: «В сей день младенец в свет родится Священный скипетр сей принять, Полночный край от тьмы избавить, Венец взложить, народ прославить И подданных сердца пленять». Вселенну сим наполня слухом, Взнеслась богиня в небеса; Пророческим в то время духом Вещаемые словеса Уже исполнилися ныне: Врученный скиптр Екатерине России сей внушает глас, — И буря браней удалилась, Екатериной укротилась, Венец ее прославил нас. Не может лира толь согласно, Не может весь парнасский лик Воспеть торжественно и ясно, Как сей для россов день велик; Он был поставлен нам заветом Явиться душ небесным светом И нас во мраке озарить. Сей день утешил всю державу — За счастье, тишину и славу Нам долг ему благодарить. О грозные войны кровавы, Носящи горесть, огнь и меч! Других ведите к храму славы, Стремясь народ губить и жечь; От стран российских прочь летите! Кровавы лавры, не цветите При масличных оливах здесь, При наших временах спокойных; И лир торжественных и стройных Не возмущайте воплем днесь. Покойся, Марс российский, ныне, Под тенью мира отдыхай И песни ко Екатерине В безбранной тишине внимай, Доколь с военною трубою Орлы российски пред тобою К сражению не полетят! Подобны лишь себе в геройстве, Они, во брани и в спокойстве, Сердечной храбростью горят. Гласяща многими устами Хвалы земных царей делам, О слава, с громкими трубами Летающа по всем местам! Хоть здесь военный огнь не дует И ухо в сей стране не чует...
    7. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: в обычае, мыслей кратко выраженных, наконец, оборота, который придавался им. Но оружия бряцание, отвсюда раздававшееся и почти никогда не прекращавшееся, глас Муз заглушало. Посреди невежества, кое весь Север и всю почти Европу тогда помрачало, дух сих певцов-воителей ниоткуда не мог почерпать просвещения; и их творения свидетельствуют лишь о попытках предков наших прославить достопамятные подвиги героев своих. Сии древние песни полагать позволяют, что воители смиренные, вождям своим преданные, деяния их прелагали в песни, кои пели они для оных увеселения либо, быть может, для воодушевления других. Таковы были стези грубые, коими следовали Музы во времена сии отдаленные, дабы водрузиться в нашем отечестве. Но вскоре, просвещенные верою христианскою, предки наши умягчили грубость сердец своих и предпочли славе побед блистательных житие покойное и мирное. Тогда песнопения священные повсюду раздаваться стали; книги, святым стихотворством наполненные, были прелагаемы на язык российский; и во время, когда Европы большая часть славословила бога и обеты ему на языке чужестранном возносила, россияне уже пели песнопения церковные на своем языке и услаждали сердца свои и дух свой чтением книг священных. Псалмы Давидовы, в коих блещет стихотворство божественное, и все священное писание были вскоре весьма изрядно преложены на древний язык славенский. После сего предки наши всех учителей церкви и певцов священных читать начали. Здесь отдалился я от истории нашего стихотворства, единственно дабы дать понять, что язык наш к переводу книг важных и глубокомысленных удобен. Есть у нас таковые, которые преложены многие веки назад и коим поднесь еще удивляются в рассуждении точности их, силы и красоты выражения. Быть может, с того времени могло бы наречие российское более высокой степени совершенства достичь и сим способом нам более легкий путь открыть к сочинению наших творений; однако слога изящество вдруг...
    8. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), ...