• Приглашаем посетить наш сайт
    Хемницер (hemnitser.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1769"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Ода российскому воинству. В феврале 1769
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    2. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 3. Размер: 119кб.
    3. Западов А.В.: Вступление к "Избранным произведениям" Хераскова
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    4. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    5. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    6. К музам
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    7. Стихотворения
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ода российскому воинству. В феврале 1769
    Входимость: 4. Размер: 9кб.
    Часть текста: возжигает! Над войском слава вкруг парит, Златой трубою всем гласит: «Дерзайте, воины, дерзайте! Вас громкая победа ждет, Вам лавры новые плетет; К венцам, герои, поспешайте!» Кто рушит нашу тишину И кто златой наш век смущает? Кто пламенну теперь войну В пределах мирных возжигает? Когда венцы героям вьют, Поющи музы мне рекут: «Воззри, воззри к Восточну морю, Где царствует срацинский род». И се — я зрю от Черных вод Всходящу к нам кроваву з о рю! О хищники градов святых, Орудие судьбины гневной! Иль мало бед у вас своих, Срацины, без войны плачевной? Еще ли сей геенский яд, Который древний царский град От язвы язвой очищает, Еще ли мало вас разит? И смерть, что вам всегда грозит, Еще ли вас не устрашает? Ты в гордых мыслях и словах Прямую славу заключаешь, Вселенную разрушить в прах От стен Византских угрожаешь; Продерзкий род! иль ты забыл, Каков у россов Минин был, Свою напасть и их победы? Простри, простри кровавый взор На множество степей и гор И зри торжеств российских следы. Хотин еще в крови стоит, Бендерских стен верхи дымятся, Азов разрушенный лежит, Брега...
    2. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 3. Размер: 119кб.
    Часть текста: устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах классицистом, Херасков далеко не был чужд идеям сентиментализма, нашедшим отклик уже в ранних его сочинениях. Для Белинского поэмы Хераскова были явлением литературы буквально вчерашнего дня, еще совсем свежим и не переставшим подавать признаки жизни. Можно напомнить, что эпические поэмы, продолжавшие традиции «Россиады» и «Владимира», выходили в двадцатые и тридцатые годы XIX столетия: «Освобожденная Москва» А. Волкова (1820), «Суворов» А. Степанова (1821), «Дмитрий Донской, или Начало российского величия» А. Орлова (1827), «Александроида» П. Свечина (1827—1828), «Александр I, или Поражение двадесяти язык» А. Орлова (1828). Уже после того как были напечатаны «Литературные мечтания», в 1836 году Д. Кошкин выпустил первый том своей поэмы «Александриада», описывающей спасение России от войск Наполеона I. Падение литературной славы Хераскова и других поэтов XVIII века Белинский считает фактом бесспорным, но относит его к самому последнему времени. В статье о сочинениях Батюшкова он восклицает: «Сколько пало самых громких авторитетов с 1825 года по 1835?.. Некоторые из них слыли гениями первой величины, как-то: Сумароков, Херасков, Петров и Богданович». 1 Поэмы Хераскова Белинский называет «длинными и скучными», а...
    3. Западов А.В.: Вступление к "Избранным произведениям" Хераскова
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: издание выходило под непосредственным наблюдением автора и было напечатано в Москве в 1796-1803 гг. Оно включило в свой состав далеко не все произведения писателя. Заканчивая седьмой том, где были собраны лирические стихи, Херасков писал: «Многие из моих кратких сочинений в сию часть не внесены для того, что они в разных изданиях напечатаны и не могли быть отысканы; другие для того, что они писаны были в моей молодости, когда я учился писать стихи, и повторения не заслуживают. Ежели отыщутся ненайденные мои творения, то могут они быть приложены к последней, 12-й части, но со строгим от меня рассмотрением». Однако в этом томе появился только «Нума Помпилий» без каких-либо обещанных добавлений. В сущности говоря, Херасков перепечатал только часть торжественных од и два сборника — «Новые оды» (1762) и «Философические оды или песни» (1769), не пожелав включить даже свои басни, вышедшие отдельной книгой в 1764 г. За пределами «Творений» остались также комическая опера Хераскова «Добрые солдаты», выходившая двумя изданиями — в 1779 и 1782 гг., и пролог «Счастливая Россия» (1787). Совсем не нашла места в издании журнальная проза писателя — его многочисленные статьи в «Полезном увеселении» и «Свободных часах», переводы из «Энциклопедии» и ряд других работ. Неполнота «Творений» вызывается еще и тем обстоятельством, что, закончив их издание в 1803 г., Херасков около пяти лет, до последнего своего дня, не выпускал из рук пера. За эти годы он успел опубликовать поэму «Царь, или Спасенный Новгород» (1800), написанную уже после выхода томов с поэмами в составе...
    4. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: отвсюда раздававшееся и почти никогда не прекращавшееся, глас Муз заглушало. Посреди невежества, кое весь Север и всю почти Европу тогда помрачало, дух сих певцов-воителей ниоткуда не мог почерпать просвещения; и их творения свидетельствуют лишь о попытках предков наших прославить достопамятные подвиги героев своих. Сии древние песни полагать позволяют, что воители смиренные, вождям своим преданные, деяния их прелагали в песни, кои пели они для оных увеселения либо, быть может, для воодушевления других. Таковы были стези грубые, коими следовали Музы во времена сии отдаленные, дабы водрузиться в нашем отечестве. Но вскоре, просвещенные верою христианскою, предки наши умягчили грубость сердец своих и предпочли славе побед блистательных житие покойное и мирное. Тогда песнопения священные повсюду раздаваться стали; книги, святым стихотворством наполненные, были прелагаемы на язык российский; и во время, когда Европы большая часть славословила бога и обеты ему на языке чужестранном возносила, россияне уже пели песнопения церковные на своем языке и услаждали сердца свои и дух свой чтением книг священных. Псалмы Давидовы, в коих блещет стихотворство божественное, и все священное писание были вскоре весьма изрядно преложены на древний язык славенский. После сего предки наши всех учителей церкви и певцов священных читать начали. Здесь отдалился я от истории нашего стихотворства, единственно дабы дать понять, что язык наш к переводу книг важных и глубокомысленных удобен. Есть у нас таковые, которые преложены многие веки назад и коим поднесь еще удивляются в рассуждении точности их, силы и красоты выражения. Быть может, с того времени могло бы наречие российское более высокой степени совершенства достичь и сим способом нам более легкий путь открыть к сочинению наших творений; однако слога изящество...
    5. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: В 1751 году окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге. Служил директором, затем куратором Московского университета (1763-1802), был видным Деятелем русского масонства Издавал журналы "Полезное увеселение" (1760-1762) и "Свободные часы" (1763). Писал романы и повести: "Кадм и Гармония" (М., 1789. Ч. 1-2), "Полидор, сын Кадма и Гармонии" (М., 1794 Ч. 1-3) и другие; торжественные, анакреонтические и нравоучительные оды; лирические стихотворения, басни, эпиграммы; поэмы: "Чесмеский бой" (Спб, 1771), "Россияда" (М., 1779), "Владимир Возрожденный" (М., 1785), "Бахариана" (М., 1803). Значительное место в творчестве М. М. Хераскова занимает драматургия: трагедии "Венецианская монахиня" (М., 1758), "Пламена" (М., 1765), "Мартезия и Фалестро" (М., 1765), "Борислав" (Спб., 1774), "Идолопоклонники, или Горислава" (М., 1782), "Освобожденная Москва" (М., 1798), "Зареида и Ростислав" (Спб., 1809); драмы "Друг несчастных" (Спб., 1774), "Гонимые" (М., 1775); комедии "Безбожник" (М., 1761) - по своему характеру близкая к драме, "Ненавистник" (М., 1779) и комическая опера "Добрые солдаты" (Спб., 1779). В творчестве Хераскова, в особенности в драматургии, отчетливо проявилась эволюция от классицизма к сентиментализму ПРИМЕЧАНИЯ Список условных сокращений, принятых в примечаниях Арапов - Арапов Пимен. Летопись русского театра. Спб., 1861. БдЧ - журнал "Библиотека для чтения" (1834-1865). BE - журнал "Вестник Европы" (1802-1830). Вольф - Вольф А. Хроника...
    6. К музам
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: К музам К МУЗАМ Возьмите лиру, чисты музы! Котору получил от вас: Слагаю ныне ваши узы И не взгляну я на Парнас. Вы нам бессмертный лавр сулите И славы первую степень; Однако вы за то велите Трудиться нам и ночь и день. Восторги мыслей и забава Трудов не стоят таковых; И многих умирает слава Гораздо прежде смерти их. Чтоб вашим жителем назваться И хором с вами вместе петь, Досадой прежде должно рваться, Вражду и брани претерпеть. Кому и ссора не наскучит И кто взойдет на Геликон, Какую пользу он получит, Хотя Вергилий будет он? Вергилия не утешает И света похвала всего, Хоть лавр зеленый украшает Изображение его. Простите, музы! вы простите, Хочу иметь спокойный век; Меня вы лавром не прельстите: Пиит — несчастный человек. Мне путь к холмистому Парнасу Певец преславный показал; Внимая муз приятных гласу, Я их оковы лобызал. К театру я стопы направил, Но много в драмах не успел; Котурны наконец оставил И песни лирные воспел. Пускай другие будут славны, Пускай венчают музы их; Кому стихи мои не нравны, Так пусть и не читает их. Однако щедрый взор возводит Богиня на мои труды, Она на бога муз походит, Парнасски насадив плоды. Вовек моя усердна лира, Вовек о ней греметь должна; Однако во пределах мира Без наших лир она славна. Когда гремящим лирным звоном Мне свой возвысить должно глас, Она мне будет Аполлоном, Ее владение Парнас. 1769 Примечания К музам. Впервые — «Философические оды», стр. 70. Печ. по «Творениям», ч. 7, стр. 392. Вергилий (70—19 до н.э.) — римский поэт.
    7. Стихотворения
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: Стихотворения Краткие содержания произведений Хераскова ОДЫ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ: Ода на день высочайшего рождения ее императорского величества, 1763 года Ода российскому воинству. В феврале 1769 Ода ее императорскому величеству на день высокоторжественного ее восшествия на всероссийский престол, июня 28 1791 года Ода Его Императорскому Величеству Александру Павловичу на престол вступление. На изъявлениe всеподданнической благодарности 1802 года, Ноября 10 дня Российскому воинству на победы в начале 1807 года Стихи Ея Императорскому Величеству Императрице Марии Феодоровне при открытии училища 1805 года Августа 29 дня Песнь князю Григорью Александровичу Потемкину-Таврическому на подвиги противу Оттоманской Порты АНАКРЕОНТИЧЕСКИЕ ОДЫ: К своей лире Истинное благополучие Искренние желания в дружбе О важности стихотворства Сила любви * * * ("Тебе приятны боле") О разуме * * * ("Иные строят лиру") О злате Заключение ОДЫ НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЕ: Благополучие Богатство Злато ("Кто хочет, собирай богатства...") К Алексею Андреевичу Ржевскому Желания Лесть Знатная порода Разум Красота Ничтожность К музам ЭПИСТОЛЫ: Письмо К сатирической музе О клеветнике К Евтерпе СОНЕТЫ: Сонет и эпитафия * * * ("Коль буду в жизни я наказан нищетою") СТАНСЫ: * * * ("Только явятся") * * * ("Всяк на свете сем хлопочет") БАСНИ: Сорока в чужих перьях Вдова в суде Два покойника Дровосек Источник и Ручей Две Щепки Две Собаки Человек и Хомяк Фонтанна и Речка Верблюд и Слон Котел, Собака, две Кошки Комар Порох и Водка ЭПИГРАММЫ: * * * ("Кто более себя в опасности ввергает?..") На кривотолков * * * ("Картежник говорит: "Я в карты век играю"") РАЗНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ: Солнце Ночное размышление Вечность Ода ("Где слышишь страшный шум Борея...") Злато ("Злато прельщает...") * * * ("Не пышною славой") Песенка ("Что я прельщен тобой...") Ответ на песенку ("Прекрасное любить...") Пастушка Комета, явившаяся в 1767 году при начале войны с турками Апрель Птичка Ответ на вопрос Прошедшее Время Ее сиятельству княгине Екатерине Романовне Дашковой * * * ("Поветрие, война опустошают свет") * * * ("Искусный медик ты, мы все о том слыхали") * * * ("На что науки знать? - невежда говорит") Комментарии: Херасков. Словарь мифологических имен и названий Херасков. Словарь устаревших и малоупотребительных слов Западов А.В.: Вступление к "Избранным произведениям" Хераскова