• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1771"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 3. Размер: 119кб.
    2. Искренние желания в дружбе
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    3. Чесмесский бой. Песня 5.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    4. Чесмесский бой. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    5. Мерзляков А.Ф.: "Россияда". Поэма эпическая г-на Хераскова (Часть первая)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    6. Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    7. Россиада. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    8. Россиада. Песня втораянадесять
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    9. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    10. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    11. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 3. Размер: 119кб.
    Часть текста: Поэмы Хераскова «Россиада», где главным действующим лицом был Иван Грозный, и «Владимир» при жизни автора несколько раз переиздавались; кроме них Херасков написал множество других поэм, пьес, романов, стихотворений — однако двери «храма бессмертья» для него так и не отворились. Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за исключением «Россиады», которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах классицистом, Херасков далеко не был чужд идеям сентиментализма, нашедшим отклик уже в ранних его сочинениях. Для Белинского поэмы Хераскова были явлением литературы буквально вчерашнего дня, еще совсем свежим и не переставшим подавать признаки жизни. Можно напомнить, что эпические поэмы, продолжавшие традиции «Россиады» и «Владимира», выходили в двадцатые и тридцатые годы XIX столетия: «Освобожденная Москва» А. Волкова (1820), «Суворов» А. Степанова (1821), «Дмитрий Донской, или Начало российского величия» А. Орлова (1827), «Александроида» П. Свечина (1827—1828), «Александр I, или Поражение двадесяти язык» А. Орлова (1828). Уже после того как были напечатаны «Литературные мечтания», в 1836 году Д. Кошкин выпустил первый том своей поэмы «Александриада», описывающей спасение России от войск...
    2. Искренние желания в дружбе
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: зелены, Луга, прекрасны рощи, Усыпанны красами, Где, кажется, и воздух, Прельщенный ими, дышит; Где к чести женска пола Приятности натуры, Краса, приятность, прелесть Сияют в пущей силе; А ныне как зефиры Весну предвозвестили, По рощам нежны птички И соловьи запели; Когда сама природа, С красою их сравняться, Все прелести сбирает; Когда в часы прохладны Красавиц многих лики, Подобно милым нимфам Дианы и Авроры, В полях, в лесах гуляют, И в воздухе амуры, Взвиваяся над ними, Их вдвое украшают, Заразы изощряют Сердцам для утешенья, Которые родились Пленять и быть плененны, — Ты, ты сей град оставил, В уединенье скрылся! Иль сельские пастушки Тебе приятней наших? И игры полевые Тебе милее наших? И дикие фауны С свирелями своими Тебе приятней стали Тех песней, песней сладких, Которы восхищают, Которы утешают Сердца и чувства наши? Внимать уже не будешь, Не будешь боле слышать Приятных разговоров... Но, ах! постойте, музы, Мой голос удержите, Перо остановите. О чем писать дерзаю? К кому писать дерзаю? Пишу, пишу я к другу, Пишу — и возмущаю Его спокойны мысли, Его спокойно сердце, Хотя о постоянстве Его души уверен; Но дружеско ль желанье Вводить другого в слабость, И в роскошь влечь, и в праздность? Когда мне часть судила Жить суетно на свете И дни свои младые В пустых забавах тратить, В забавах и желаньях, В пустом увеселеньи И в скучном обращеньи, — На что вводить и...
    3. Чесмесский бой. Песня 5.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: флот над понтом зрит, Екатеринин дух пред ним к Чесме парит; Но греческих градов не хочет разоренья, Парит кичливости срацинской для смиренья. Когда сокрылося в волнах светило дни, В сердцах геройские возжгла она огни. И храбрый Гектор пал, он пал под Илионом, И стены рушились, взведенны Аполлоном; От россов туркам ли сокрыться в кораблях? У них Паллада их и в мыслях, и в сердцах. Представь, о муза! мне позорище плачевно, Где битвы, где пожар, где кровь, где море гневно, Средь флотов на крылах в ночи остановись, Тех робости, других бесстрашию дивись. Уже простерлася над понтом риза ночи, Отверзлися небес недремлющие очи, Луна дрожащая открыла бледный зрак, Срацинам пущий страх ночной наводит мрак, От их смущенных душ спокойствие уходит; Их малый шум в струях в отчаянье приводит, Хотят, чтоб ввек от нас их скрыла ночи тень, Хотят, чтоб им явил движенья наши день, Хотят отдаться в плен, сражаться с нами чают, Хотят — и ничего умом не заключают. В волнениях души, в смятении сердец Умреть иль победить решились наконец, Им тень, дрожаща тень в крови сквозь мрак явилась, Которая в волнах в день брани погрузилась, И внемлют от нее срацины тусклый глас: «Крепитесь, бодрствуйте! Орловы близко вас. Российская рука на вас перун подъемлет». Умолк. —...
    4. Чесмесский бой. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: французский (СПб., 1772) и немецкий (СПб., 1773) языки. Готовя издание своих «Творений» уже в царствование Павла I, как известно, ненавидевшего свою мать и ее фаворитов, Херасков попытался ослабить в тексте лестные оценки братьев Орловых, хотя целиком устранить их не мог, не уничтожив самой поэмы. Так он снял, например, существовавший в отдельном издании конец V песни: И всем обязаны Екатерине мы; Она всеобщее блаженство нам устроит — Войну искоренит, народы успокоит. А ты, которому я песни посвятил, Орлов, которого глубоко в сердце чтил! и т.д. В русско-турецкую войну 1768—1774 гг. правительство Екатерины II, желая подкрепить действия своих сухопутных войск, выступило и на военно-морском театре. В Эгейское море, находящееся между Малой Азией и Грецией и изобилующее многочисленными островами (Архипелаг), был направлен русский военный флот под командованием Алексея Григорьевича Орлова (1737—1808), брата фаворита императрицы Григория Орлова. Перед ним была поставлена задача — сковать и разгромить военно-морские силы Турции и блокировать с моря подступы к Константинополю, чтобы затруднить снабжение турецкой столицы. В...
    5. Мерзляков А.Ф.: "Россияда". Поэма эпическая г-на Хераскова (Часть первая)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: г-на Хераскова (Письмо к другу) Как тебе угодно, любезный друг, а я не могу расстаться с моим почтенным, знаменитым Херасковым! Поэма его, заключающая в себе одно из важнейших происшествий в бытописаниях нашего отечества, происшествие, которое, по всей справедливости, должно быть почитаемо основою того величия, до которого впоследствии времени достигла Россия,- сия поэма, говорю, знамение нашей славы, заслуживает, по требованиям самого патриотизма, гораздо более, нежели те похвалы, которые воспевает ей в каждом доме наш Клеон, признающий все то священным, чего он не понимает, или наш Дамет, которого ленивая душа живет чужими мыслями и говорит чужими словами, или, наконец, наш самолюбивый Трисотин, стихотворец, который ополчается против разбора всех авторов, не из любви к ним, а из боязни, чтобы не дошла очередь и до него. Напрасный страх! этот бедняк может навсегда остаться покойным. Поэма Хераскова заслуживает, чтобы на нее обратили особенное внимание, потому, как я сказал, что она есть зерцало, в котором представляются знаменитые деяния предков наших, назидательные примеры великодушия, мудрости, храбрости, терпения, любви отечественной, изображенные живописною, важною кистию истинного россиянина и друга человечества; потому что она может быть всегда полезным училищем для потомков, которые, шествуя по следам прадедов, и ныне бессмертное мщение и торжество Москвы столь величественно и благодетельно совершили на стогнах униженного Парижа... Это с одной стороны... а с другой - стихотворцы понимают меня! - завидное приобретение в словесности иметь свою эпическую поэму оригинальную и притом так...
    6. Биография (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: который окончил в 1751. По выходе из корпуса Херасков недолгое время находился на военной службе, а затем поступил в только что открывшийся Московский университет «асессором». С юности был серьёзно увлечён творчеством. В 1756 в «Ежемесячных сочинениях» были помещены его «Притчи» и эпиграммы, а в следующие годы он издаёт поэму в трёх частях «Плоды наук», трагедию «Венецианская монахиня». В 1760 - 1762 издавал (при университете) журнал «Полезное увеселение», в 1873 - «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение». Состоял членом Российской Академии. К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику. Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773). В 1763 - 1802 был (с перерывами)...
    7. Россиада. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: 1890, июнь, стр. 673—674). Историческое предисловие. Великий князь Владимир — великий князь Киевский Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125). Царь Иоанн Васильевич первый. Так Херасков называет великого князя московского Ивана III Васильевича (1440—1505). Иоанн Васильевич второй — Иван IV Васильевич, прозванный Грозным. Анекдоты, доставленные мне из Казани бывшим начальником университетских гимназий в 1770 году. Анекдот — здесь короткий рассказ об историческом случае. Директором казанской гимназии, подчинявшейся Московскому университету, с 1764 г. был Ю.И. Каниц (ум. 1781 г.). Ему принадлежит первый по времени разбор «Россиады», напечатанный сначала на немецком языке в «Рижском журнале», затем в переводе на русский опубликованный в журнале «Санкт-Петербургский вестник» (1779, август). В связи с этим И.И. Дмитриев писал: «Когда Херасков издал «Россиаду», общество Новикова, состоявшее большею частию из друзей — почитателей первенствующего тогда поэта, вознамерилось написать разбор его поэмы, разумеется, выставить ее лучшую...
    8. Россиада. Песня втораянадесять
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    Часть текста: из льда сооруженны, Сребристый мещут блеск, лучами озаренны; По сводам солнечно сияние скользит, И кажется тогда, громада льдов горит; Стихия каждая движенья не имеет: Ни воздух тронуться, ни огнь пылать не смеет; Там пестрых нет полей, сияют между льдов Одни замерзлые испарины цветов; Вода, растопленна над сводами лучами, Окаменев, висит волнистыми слоями. Там зримы в воздухе вещаемы слова, Но всё застужено, натура вся мертва; Единый трепет, дрожь и знобы жизнь имеют, Гуляют инеи, зефиры там немеют, Метели вьются вкруг и производят бег, Морозы царствуют наместо летних нег; Развалины градов там льды изображают, Единым видом кровь которы застужают; Стесненны мразами составили снега Сребристые бугры, алмазные луга; Оттоле к нам Зима державу простирает, В полях траву, цветы в долинах пожирает И соки жизненны древесные сосет; На хладных крылиях морозы к нам несет, День гонит прочь от нас, печальные длит ночи И солнцу отвращать велит светящи очи; Ее со трепетом леса и реки ждут, И стужи ей ковры из белых волн прядут; На всю натуру сон и страх она наводит. Влеком змиями к ней, Нигрин в пещеру входит; Безбожный чародей, вращая смутный взгляд, Почувствовал в крови и в самом сердце хлад; И превратился бы Нигрин в студеный камень, Когда б не согревал волхва геенский пламень; Со страхом осмотрев ужасные места, Отверз дрожащие и мерзлые уста И рек царице мест: «О страх всея природы! Тебя боится гром, тебя огонь и воды; Мертвеют вкруг тебя натуры красоты, Она животворит, но жизнь отъемлешь ты; Хаос — тебе отец, и дщерь твоя — Ничтожность! Поборствуй Тартару и сделай невозможность: Хотя затворена твоих вертепов дверь И осень царствует в полуночи теперь, — Разрушь порядок свой, сними, сними заклепы, Метели свободи, мороз, снега свирепы; Не обнаженная и твердая земля Теперь одры для них цветущие поля; Теперь бесстрашные россияне во брани, Ругаяся тобой, стоят вокруг Казани; Напомни им...
    9. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова , писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г....
    10. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: стихотворстве M. M. Херасков Рассуждение о российском стихотворстве В происхождении своем стихотворство российское имеет начала, всем народам общие. Славяне, предки наши, провождавшпе жизнь свою в предприятиях воинских, покорявшие врагов своих, имея мужей отважных предводителями и соратниками, всего первее прославляли подвиги их в песнях, кои от поколения поколению предавали памятные приключения победоносных рыцарей наших. Доселе сохранились остатки сих творений пиитических, кои повествуют нам о событиях древности. Таковы суть песни об Илье Муромце, о пирах Владимировых и им подобные. Вкус века их ясно в сих поэмах отражается, и ежели бы сии времена произвели певцов, имени сего достойных, стихотворство наше было бы подлинно во вкусе восточном, в рассуждении повторений, бывших тогда в обычае, мыслей кратко выраженных, наконец, оборота, который придавался им. Но оружия бряцание, отвсюда раздававшееся и почти никогда не прекращавшееся, глас Муз заглушало. Посреди невежества, кое весь Север и всю почти Европу тогда помрачало, дух сих певцов-воителей ниоткуда не мог почерпать просвещения; и их творения свидетельствуют лишь о попытках предков наших прославить достопамятные подвиги героев своих. Сии древние песни полагать позволяют, что воители смиренные, вождям своим преданные, деяния их прелагали в песни, кои пели они для оных увеселения либо, быть может, для ...