• Приглашаем посетить наш сайт
    Соловьев (solovyev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1758"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N P Q R S T U V X
    Поиск  
    1. Венецианская монахиня. Действие 3.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    2. Венецианская монахиня. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    3. Ода российскому воинству. В феврале 1769
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    4. Берков П.Н.: Из литературного наследия M. M. Хераскова
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    5. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    6. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    7. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    8. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Венецианская монахиня. Действие 3.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: сыном пусть моим свершает смерть свирепость, Родительской душе лишь дай, мой боже, крепость. ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ Мирози и Занета с письмом. Занета Кто будет мне в моем желаньи предводитель? Где казнь приемлет он? И где его родитель? Но кто сей человек, что сходен тако с ним И взором, и лицом?.. Мирози Дивлюсь словам твоим; Чьего родителя, чью казнь ты вспоминаешь? Занета О муж, почтенный муж! коль веру почитаешь, Когда ко ближнему ты чувствуешь любовь, Не дай, дабы лилась невинна в граде кровь! Когда имеешь ты лицо с Корансом сходно, И сердце можешь ты иметь ему подобно. Скорей к отцу его, скорей меня веди! Мне время дорого; иди со мной, иди! Мирози (в сторону) Прилична ль речь сия монашескому чину? (К ней) Скажи мне наперед предстательства причину. Занета Не медли, сжалься ты, коль сам имеешь чад; Услышишь после то и весь услышит град; Коранса я спасти от смерти восхотела. Мирози Конечно, умысл ты злодейский с ним имела? Коль так, беги отсель, беги, себя храни! Занета Напрасно ты меня, несчастну, не вини; Я с саном ангельским согласный дух имею И для того о нем пекуся и жалею. Мирози (в сторону) Нельзя, чтоб странному не быти тут чему; Мне те известны все, известен кто ему; Когда и как они знакомы оба стали? Или по злым делам друг друга вы узнали? Занета Конечно, он мне стал знаком по злым делам, Свидание бедой обоим стало нам, Обоим должно нам прошедших дел стыдиться; Я им небес лишусь, он жизни мной лишится. Когда ты справедлив, веди меня к суду, Сей милости прошу, сего я только жду! Мирози Открой мне таинство, души ее содетель! Занета Хранишь ли ты, скажи, хранишь ли добродетель? Имеет ли в тебе какую жалость дух? Не затворяется ль к плачевным просьбам слух? Могу ли на тебя, могу ли положиться И ввериться тебе и в тайне сей открыться? Но ты, смущаясь, мне не хочешь отвечать,...
    2. Венецианская монахиня. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: монахиня. Примечания. Примечания ТРАГЕДИИ Венецианская монахиня Впервые — отдельным изданием (М., 1758), Печ. по «Творениям», ч. 4, стр. 1. Действие I. Явление 2. Когда я для любви всевышнему предам — т.е. изменю монашескому обету, предам бога. Да пренебрегшия смешать свой с ними прах, Он ветрами носим был в поле и в волнах, т.е. чтобы прах той, которая не захотела быть похороненной вместе с родителями, был развеян ветрами. Хоть с нашими речми различен сей свидетель — т.е. хоть «сей свидетель», бог, имеет другие взгляды, отличающиеся от тех, которые мы высказываем в этой беседе. Колико беден — как несчастен. Упорным чувствиям души своей казаться — т.е. сопротивляться своим чувствам. Всходящим святости отселе на степени — т.е. монахиням, поднимающимся по ступеням святости над грешным миром. Явление 3. Ты есть источница мучения и плача. Слово «источница», обращенное к женщине, вместо «источник», представляет собой своеобразный неологизм Хераскова. Действие II. Явление 1. Вот кая — вот какая. Явление 2. Из виду правилы достоинства гублю. По...
    3. Ода российскому воинству. В феврале 1769
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: наш век смущает? Кто пламенну теперь войну В пределах мирных возжигает? Когда венцы героям вьют, Поющи музы мне рекут: «Воззри, воззри к Восточну морю, Где царствует срацинский род». И се — я зрю от Черных вод Всходящу к нам кроваву з о рю! О хищники градов святых, Орудие судьбины гневной! Иль мало бед у вас своих, Срацины, без войны плачевной? Еще ли сей геенский яд, Который древний царский град От язвы язвой очищает, Еще ли мало вас разит? И смерть, что вам всегда грозит, Еще ли вас не устрашает? Ты в гордых мыслях и словах Прямую славу заключаешь, Вселенную разрушить в прах От стен Византских угрожаешь; Продерзкий род! иль ты забыл, Каков у россов Минин был, Свою напасть и их победы? Простри, простри кровавый взор На множество степей и гор И зри торжеств российских следы. Хотин еще в крови стоит, Бендерских стен верхи дымятся, Азов разрушенный лежит, Брега дунайски гробом зрятся; Там враны в алчущих степях, На ваших возгнездясь костях, Вам страшным криком возвещают: «Коль грозен меч российский вам!» Стенящи тени зрятся там, В лугах стада пасти мешают. Как ток весенний быстрых вод, Которы вдоль с горы стремятся, Так твой бесчисленный народ Отважен к браням подвизаться; Но быстрый твой и дерзкий путь Россиян храбрых тверда грудь Удержит, как стена, без бою; Тогда луну не Магомет, Но меч российский рассечет Над самою твоей главою. Оставив россы мирный храм — К чему твоя их дерзость нудит! — Подобны вьющимся орлам, Которых вранов крик возбудит; Везде рассыплются тогда Пужливых птиц кругом стада; Однако им под облаками, В траве, в лесах спасенья нет: Так вас Россия разженет; Так дрогнете пред их полками! Летите, росские орлы, Карать рушителей спокойства! Во всех странах гремят хвалы И слухи вашего...
    4. Берков П.Н.: Из литературного наследия M. M. Хераскова
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: письменах Словенороссийских и тиснении книг в России".) Интерес русского дворянства к истории России, обнаружившийся с особенной силой с 30-50-х годов XVIII в., общеизвестен. Социальная природа этого факта несомненно находится в тесной связи с тем процессом формирования национального рынка, о котором писал Ленин в брошюре "Что такое "друзья народа"": "Только новый период русской истории (примерно с 17 века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких [отдельных] областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было не родовыми связями..., и даже не их продолжением и обобщением: оно вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было ничем иным, как созданием связей буржуазных" (Соч., изд. 2, т. I, стр. 73). Делать из этих слов Ленина вывод, что буржуазия являлась в данный период, точнее, в начале его, в XVII-XVIII вв., господствующим классом, неверно. Однако несомненно, что образование национально-буржуазных связей и сопутствующий им национализм нашли свое отражение и в культуре господствующего класса, в культуре дворянства. Этим дворянским отражением буржуазного национализма объясняется борьба русского дворянства с "немецким засильем" при Анне и Елизавете и галлофобия его при Екатерине, этим же объясняется интерес дворянства к историческому прошлому России в XVIII в., в том числе и к истории русской литературы. Среди ряда памятников исторического изучения русской литературы в XVIII в. особое место занимает помещенная в журнале Н. И. Новикова "Утренний свет" (1777 г., месяц сентябрь, стр. 55-61) анонимная статья: "О письменах Славенороссийских и тиснении книг в России". {Во втором издании "Утреннего света" (1779) статья это находится в ч. I. стр. 202-207.} В ней ставится...
    5. Ненавистник. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: 1990. (Б-ка поэта. Большая серия). Михаил Матвеевич Херасков (1733-1807) - романист, поэт драматург. Происходил из знатного рода валашских дворян Хереско. В 1751 году окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге. Служил директором, затем куратором Московского университета (1763-1802), был видным Деятелем русского масонства Издавал журналы "Полезное увеселение" (1760-1762) и "Свободные часы" (1763). Писал романы и повести: "Кадм и Гармония" (М., 1789. Ч. 1-2), "Полидор, сын Кадма и Гармонии" (М., 1794 Ч. 1-3) и другие; торжественные, анакреонтические и нравоучительные оды; лирические стихотворения, басни, эпиграммы; поэмы: "Чесмеский бой" (Спб, 1771), "Россияда" (М., 1779), "Владимир Возрожденный" (М., 1785), "Бахариана" (М., 1803). Значительное место в творчестве М. М. Хераскова занимает драматургия: трагедии "Венецианская монахиня" (М., 1758), "Пламена" (М., 1765), "Мартезия и Фалестро" (М., 1765), "Борислав" (Спб., 1774), "Идолопоклонники, или Горислава" (М., 1782), "Освобожденная Москва" (М., 1798), "Зареида и Ростислав" (Спб., 1809); драмы "Друг несчастных" (Спб., 1774), "Гонимые" (М., 1775); комедии "Безбожник" (М., 1761) - по своему характеру близкая к драме, "Ненавистник" (М., 1779) и комическая опера "Добрые солдаты" (Спб., 1779). В творчестве Хераскова, в особенности в драматургии, отчетливо проявилась эволюция от классицизма к сентиментализму ПРИМЕЧАНИЯ Список условных сокращений, принятых в примечаниях Арапов - Арапов Пимен. Летопись русского театра. Спб., 1861. БдЧ - журнал "Библиотека для чтения" (1834-1865). BE - журнал "Вестник Европы" (1802-1830). Вольф - Вольф А. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года. Спб., 1877. Ч. 1-2. ...
    6. Западов А.: Творчество Хераскова
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    Часть текста: писал: Пускай от зависти сердца зоилов ноют, Хераскову они вреда не нанесут: Владимир, Иоанн щитом его покроют И в храм бессмертья приведут. Поэмы Хераскова «Россиада», где главным действующим лицом был Иван Грозный, и «Владимир» при жизни автора несколько раз переиздавались; кроме них Херасков написал множество других поэм, пьес, романов, стихотворений — однако двери «храма бессмертья» для него так и не отворились. Труженик-поэт оказался скоро и прочно забытым, сочинения его не печатались, за исключением «Россиады», которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII — начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин — в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах классицистом, Херасков далеко не был чужд идеям сентиментализма, нашедшим отклик уже в ранних его сочинениях. Для Белинского поэмы Хераскова были явлением литературы буквально вчерашнего дня, еще совсем свежим и не переставшим подавать признаки...
    7. Рассуждение о российском стихотворстве
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: воинских, покорявшие врагов своих, имея мужей отважных предводителями и соратниками, всего первее прославляли подвиги их в песнях, кои от поколения поколению предавали памятные приключения победоносных рыцарей наших. Доселе сохранились остатки сих творений пиитических, кои повествуют нам о событиях древности. Таковы суть песни об Илье Муромце, о пирах Владимировых и им подобные. Вкус века их ясно в сих поэмах отражается, и ежели бы сии времена произвели певцов, имени сего достойных, стихотворство наше было бы подлинно во вкусе восточном, в рассуждении повторений, бывших тогда в обычае, мыслей кратко выраженных, наконец, оборота, который придавался им. Но оружия бряцание, отвсюда раздававшееся и почти никогда не прекращавшееся, глас Муз заглушало. Посреди невежества, кое весь Север и всю почти Европу тогда помрачало, дух сих певцов-воителей ниоткуда не мог почерпать просвещения; и их творения свидетельствуют лишь о попытках предков наших прославить достопамятные подвиги героев своих. Сии древние песни полагать позволяют, что воители смиренные, вождям своим преданные, деяния их прелагали в песни, кои пели они для оных увеселения либо, быть может, для воодушевления других. Таковы были стези грубые, коими следовали Музы во времена сии отдаленные, дабы водрузиться в...
    8. Херасков М. М. (Биографическая справка)
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова , писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург....