Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на цифры
Показаны лучшие 100 слов (из 150).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: басни, эпиграммы; поэмы: "Чесмеский бой" (Спб, 1771), "Россияда" (М., 1779), "Владимир Возрожденный" (М., 1785), "Бахариана" (М., 1803). Значительное место в творчестве М. М. Хераскова занимает драматургия: трагедии "Венецианская монахиня" (М., 1758), "Пламена" (М., 1765), "Мартезия и Фалестро" (М., 1765), "Борислав" (Спб., 1774), "Идолопоклонники, или Горислава" (М., 1782), "Освобожденная Москва" (М., 1798), "Зареида и Ростислав" (Спб., 1809); драмы "Друг несчастных" (Спб., 1774), "Гонимые" (М., 1775); комедии "Безбожник" (М., 1761) - по своему характеру близкая к драме, "Ненавистник" (М., 1779) и комическая опера "Добрые солдаты" (Спб., 1779). В творчестве Хераскова, в особенности в драматургии, отчетливо проявилась эволюция от классицизма к сентиментализму ПРИМЕЧАНИЯ Список условных сокращений, принятых в примечаниях Арапов - Арапов Пимен. Летопись русского театра. Спб., 1861. БдЧ - журнал "Библиотека для чтения" (1834-1865). BE - журнал "Вестник Европы" (1802-1830). Вольф - Вольф А. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года. Спб., 1877. Ч. 1-2. ГТБ - Государственная театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Ленинград). ДС - "Драматический словарь". Спб., 1772. ИВ - журнал "Исторический вестник" (1880-1917). Пантеон - журнал "Пантеон русского и всех европейских театров" (1840-1841). РВ - журнал "Русский вестник" (1856-1899). РМ - журнал "Российский музеум" (1815). РТ - журнал "Репертуар русского театра" (1839-1841). РФ - "Российский феатр, или Полное собрание всех Российских феатральных сочинений". Спб., 1786-1794. Ч. 1-43. СО - журнал "Сын отечества" (1812-1852). М. М. ХЕРАСКОВ Отдельное издание. М., 1779 - РФ. 1786. Ч. 10. - Херасков М. М. Творения, вновь исправленные и дополненные. М., 1798. Ч. 5, на титульном листе указано: "Сочинена в 1770 г., в первый раз представлена на Императорском российском придворном театре, в июле месяце 1779 г. в Санкт-Петербурге". ...
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову...
Входимость: 1. Размер: 119кб.
Часть текста: которую еще переиздавали, но уже в порядке учебно-хрестоматийном. Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова. Между тем творчество Хераскова представляет собой выдающееся явление русской дворянской культуры. В нем сосредоточились и, взаимно перекрещиваясь, соединились основные течения современной автору эстетической мысли. Оставаясь до конца своих дней в теоретических взглядах классицистом, Херасков далеко не был чужд идеям сентиментализма, нашедшим отклик уже в ранних его сочинениях. Для Белинского поэмы Хераскова были явлением литературы буквально вчерашнего дня, еще совсем свежим и не переставшим подавать признаки жизни. Можно напомнить, что эпические поэмы, продолжавшие традиции «Россиады» и «Владимира», выходили в двадцатые и тридцатые годы XIX столетия:...
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: Будто моря удаленье Обнажает берега, Иль морозов наступленье Нам сулит одни снега. Тако пение бесплодно, Тако стало студено; Летам не цветущим сродно, Сухо, пасмурно, темно. Мне не лиру, но цевницу 1 Свойственно теперь иметь - Пусть Мурза поет Фелицу, Может он со вкусом петь. Спознакомясь со Парнасом, Душиньку пускай поет Богданович нежным гласом, Только помня мой совет. Пусть ко солнечному свету Юные парят орлы И свою имеют мету Петь монархине хвалы. Предлежит пространно поле Музам ради их трудов: Здесь премудрость на престоле; Много надобно венцов. Ум природы совершенство, Истина ее уста; Зиждет общее блаженство Каждая руки черта. В сердце милость обитает, На челе священный мир, Важный дух в очах блистает; Сколько видов ради лир! Муз лишенный, справедливо Сожалею лишь о том, Что писать бессилен живо Ей хвалы моим пером; Но мое стихотворенье Будто бы поля весной, Чувствует животворенье, Внемля кроткий голос твой. Кто российской громкой славы Не удобен в рог звучать, Тот испорченные нравы Постарайся обличать. Пусть вещает и вострубит В прозе и стихах своих: Кто Россию прямо любит, Не заемлет свойств чужих. Чем славна богиня в мире, То питает мысль мою; Но теперь на томной лире Я Владимира пою. Древность солнце мне являет В просвещенном муже сем; А Минерва оживляет Дух премудрости лучом. Сладко музам под покровом Сей богини ликовать И вседневно в чувстве новом Благодарность воспевать. Пойте, росски музы, пойте, Есть наперсница у вас; Восхищайтесь, лиры стройте, Вверен Дашковой Парнас. М. X....
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: Луна за ним подвиглась вспять И вкруг Босфора начертала, Что гибель царству их настала. Стамбул молниеносных стрел, Бледнея, с Понта ожидает; Но князь Потемкин, как орел К Бендерам быстро прелетает, Перуны вслед перунам шлет И град к его стопам падет; Орлы, парящи вкруг стадами, Покрыли падший град крилами. Примеры явны Бог дает Перед тобой в градах падущих, С какой он силою грядет Врагов противу возстающих! Пред ним твердыни прах и тлен. В челе Луны напечатлен Господним перстом ужас казни; Но чувств где нет, там нет боязни. О лира! Громче возыграй* И наших дней гласи героя. Простер он руку за Дунай И грады там берет без боя. Познав российский меч дракон Ползет в горах пускает стон; Себя которым исцеляет, Себя тем жалом уязвляет. Крилами быстрыми парит Российская к Стамбулу слава; Миритесь! Туркам говорит, Иль ваша рушится держава Российский близко вас Нептун, Потемкин поднял свой перун. Его искуство, храбрость, сила, Для россов честь, для вас могила. Но гордый мыслями Селим Глаголам праведным не внемлет Еще вступается за Крым, Он дерзкое чело подъемлет; Взревел и в твердый Измаил, Как змий, главу свою сокрыл; Но храбрые с тобою россы Привыкли разрушать колоссы. Измаил, чем срацынов род В глубокой древности нарекся, Пятой коснувшись бурных вод Стенами в два ряда облекся. Российских войск безстрашна грудь И в самый ад проложит путь; Отверженной рабыни сына Попрет ногой Екатерина. Он пал пред ней, се явный знак, Что бог врагов Христовых гонит; Един, един остался шаг И род измаилтян возстонит; Уже он именем казнен; Их рок ужасный предречен; Луна срацынская затмится, Царьград в венце с крестом явится. Сего, сего народы ждут От мудрости Екатерины; Тебя, герой, к тому зовут Безстрашные полки орлины. Среди торжественных трофей Иди, развейся, как Борей, Иди и в подвигах щастливых Разрущ советы нечестивых. Дерзай с перунами, герой, Дерзай с российскими полками, Да щастье...